В тихом омуте черти водятся. Когда два года назад Джерома Пауэлла назначили председателем ФРС, от него мало кто ожидал чего-то выдающего. По факту, нынешний центробанк оказался самым креативным за всю историю. Он не только реанимировал программы борьбы с рецессией, созданные в 2008-2009, но и запустил новые. Проблема в том, что чтобы не делал Федрезерв, у потомков все равно найдутся поводы для обвинений.
В историю можно войти, а можно и вляпаться. Если до коронавируса Джером Пауэлл воспринимался как объект для критики со стороны Дональда Трампа, то пандемия все изменила. Председатель ФРС спас финансовые рынки от истерики. Настоящая истерика – это когда тебе настолько плохо, что даже уже не смешно. На внеочередных заседаниях Федрезерва, прошедших в формате видео-конференций, были приняты беспрецедентные решения о резком снижении ставки, о безграничных покупках казначейских и ипотечных облигаций, о $2,3 трлн монетарном стимуле. Глядя на масштабы, невольно можно было словить себя на мысли, а чем они там закусывали? Банкиры, как, впрочем, и учителя, прекрасно знают, что никто не почувствует запах коньяка на онлайн-уроке.
Да, сейчас многие говорят, что именно ФРС спасла рынок американских акций от падения в бездну, однако ее действия дали повод для сарказма, который затем перебросился и на фондовые индексы. Как можно трезвому человеку понять их рост на фоне ужасной макростатистики, глобальной рецессии и рекордной смертности от пандемии в Штатах? Глядя на ралли S&P 500, закрадывается предчувствие, что победить коронавирус можно только сарказмом.
Предшественница Пауэлла, Джанет Йеллен, назвала действия ФРС «быстрыми и масштабными», Бен Бернанке – «важными и трудными». Если бы центробанк придерживался стандартной политики и покупал облигаций с высоким инвестиционным рейтингом, потомки могли обвинить его в чрезмерной любви к Уолл-стрит. Тем не менее, и приобретение долговых обязательств с мусорным рейтингом с Мейн-стрит не заставит критиков умолкнуть. Нужно ли было помогать тем, кто не должен был выжить? Не лучше ли плыть по волнам пофигизма, чем биться о скалы переживаний? В конечном итоге, спасение утопающих – дело рук самих утопающих…
Не думаю, что в условиях пандемии уместно говорить о естественном отборе. ФРС сделала, что могла, и даже больше, чем могла. Она развернула нисходящий тренд по S&P 500, заставила Страх уступить место Жадности. Нынешнее ралли фондового индекса – не что иное, как желание инвесторов успеть вскочить в вагоны поезда, уходящего на север. Рынок восстанавливается быстрее, чем экономика, - если не купить бумаги сейчас, можно и опоздать.
Делает ли человек историю или история человека? Тихий и скромный Пауэлл вмиг стал самым креативным председателем Федрезерва. Он войдет в историю как человек, спасший финансовые рынки и вернувший доверие к центробанку. Глядя на то, как S&P 500 падал в ответ на снижение ставки по федеральным фондам, можно было засомневаться в эффективности принципа «Не ходите против ФРС». В апреле все встало на свои места. Браво, Джей!
Аналитика LiteForex
Похожие статьи:
Новости → Весеннее обострение
Новости → Россия нарастила инвестиции в госдолг США до $88,2 млрд
Новости → Центральные банки распродают госдолг США рекордными темпами
Новости → National Interest: США ждет технический дефолт