В СМИ и не только, часто обсуждаются проблемы эффективности надзорной функции ЦБ. Не только в банках, конечно. Не хочу добавлять желчи по этому поводу. Но мне кажется одна из проблем тех, кто принимает решения в банке по данным вопросам, это непростительное неверие в силу контроля со стороны общества и СМИ.
Механизм контроля на публичных финансовых рынках существенно отличается от надзора за банками. Главное лицо, которое осуществляет надзор на финансовом рынке - это общественность (инвесторы, академическая среда, СМИ, аналитики...). Посмотрите на пример США - кто выявляет основные манипудяции там - конечно, общество. Но для этого информация должна быть прозрачной. Извините, что говорю банальности, но факт в том, что за последние года три Банк России создал существенные препятствия такому общественному контролю.
Примеров масса - ухудшение режима раскрытия информации биржей на основании акта ЦБ с августа 2015 г., безобразные изменения в отчетности ПИФов, закрытость информации об основных параметрах портфелей НПФ, отсутствие сколь нибудь существенной свожной статистики о параметрах показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг. Сегодня информация о небанковских финансовых организаций несимметрично распределена в пользу служб Банка России, а не общественности, что в большей мере характерно для узких банковских практик надзора, чем надзора над небанковскими участниками рынка.
Автор: Александр Абрамов