На ПМЭФ Первый вице-премьер А.Р. Белоусов заявил об обсуждениях «таргетирования» курса, почему в кавычках – потому, что СМИ похоже несколько обострили сами заявления, из контекста ясно, что речь больше шла о поиске механизмов возврата курса к более комфортным (для экспортеров и бюджета) уровням 70-80 руб./долл.
Зампред Банка России А.Б.Заботкин прокомментировал: «Любые идеи, связанные с таргетированием курса, в случае их реализации неизбежно приведут к снижению эффективности и потере суверенитета проводимой экономической политики». С точки зрения качества и самостоятельности денежно-кредитной политики таргетирование инфляции является намного более правильным, хоть и более сложным.
Курс рубля: управление курсом (в обычной ситуации) – это значительно более простой понятный механизм, курс один для всех и всем понятен. Но ... управление курсом означает, что вы влияете лишь на 1/3 потребительской корзины, которая связана с импортом. Т.е. таргетируется ценность рубля только относительно импорта. И полностью отражаете в своих ценах, как инфляцию внешней валюты, так и изменение ее курса. Но это в обычной ситуации, в текущей ситуации, когда США и ЕС сильно ограничили использования своих валют в РФ, а также ограничивают поставки на наш рынок и действуют в направлении сворачивания торговых взаимосвязей... допуская рекордную инфляцию, вообще встает философский вопрос: а к курсу чего рубль стоит таргетировать, даже если это делать?
Курс важен для экспортеров, так как цены на экспортные товары определяются в этих самых токсичных (для нас) валютах, которые имеют монополию в мировой финансовой системе. Но, учитывая, что мы не можем их накапливать – то и управлять здесь чем-то будет крайне сложно, а главное дорого и рискованно. Решение здесь – это максимальный отказ от использования этих валют, что также несет издержки, но и издержки продолжения работы с долларом/евро тоже огромны. При этом, ценообразование на экспортные товары происходит сейчас в значительном отрыве от цен на мировом рынке – это нужно учитывать.
Таргетирование инфляции – это намного более широкая и правильная категория определения ценности фиатных денег, отражающая его покупательную способность в среднем на длительном промежутке времени. Но и намного более «туманная», инфляция у каждого своя, ее средний уровень трудно «пощупать» и ощутить, методология расчета инфляции может не вполне отражать реальность. Управлять ей объективно сложнее и нет прямых механизмов, при этом, инфляционное таргетирование – это долгосрочная история, скорее основанная на формировании доверия. Чтобы сформировать доверие к тому, что покупательная способность рубля будет меняться предсказуемо, необходимо много лет этот режим поддерживать. В этом плане правильно сохранить тарегтирование инфляции, но найти и новые механизмы стабилизации курса.
Безусловно, текущий курс рубля многих напряг. Проблема в том, что курс теперь может быть очень волатилен, может 50, а может и 100. Т.к. возможности накопления валюты крайне ограничены, а риски этого накопления очень высоки, то основное решение – это отказ от расчетов/накоплений в «токсичных» валютах, а также поиск механизмов гибкого управления импортом, импортозамещение (где это целесообразно), гибкие механизмы быстрого наращивания внутренних инвестиций. Из механизмов управления импортом – это субсидированное нецентрализованное финансирование накопления импортных запасов (склады), авансирование долгосрочных поставок (импортные кредиты под долгосрочные поставки), инвестиции/финансирование в обмен на стабильные будущие поставки и т.п. И «копать» в общем-то нужно в этом направлении ...
P.S.: Налоговый период утопил доллар ниже 54 руб./долл., а реальный эффективный курс при таких уровнях превысит максимумы 2010-х...
P.P.S.: Ну например можно дать $10-20 млрд кредит Турции/Египту, и возвращать их в виде "кэшбэка" 10-20% с каждой организованной поездки и т.п. )
❗️Выше исключительно личное мнение
Источник @truecon