Учитывая, что большинство данных уже вышло – можно обновить наших "всадников" инфляции в США. Рост зарплат, кредита сокращение сбережений вполне себя оправдали.Падение активов не было критичным, но ограничивающим фактором выступил бюджет.
1️⃣ Рынок труда США: дефицит рабочей силы и рост зарплат. Ситуация с вакансиями была достаточно показательной, хотя разворот здесь начинает рисоваться, но на 1 безработного рынок США имеет 1.7 вакансии и это много, хотя весной было еще хуже. Зарплатный импульс немного остыл, но все еще остается более агрессивным, чем в доковидный период и чем хотела бы ФРС.
2️⃣ Избыточные сбережения все еще высоки: объем депозитов и фондов денежного рынка на ~$3.5 трлн выше тренда. В целом здесь ситуация начинает меняться – американцы начинают сокращать депозиты, но пока не очень агрессивно. Конечно, частично депозиты съедает инфляция, но их объем на третий квартал составлял 99% от располагаемых доходов ($18.6 трлн) против 80% на конец 2019 года и здесь есть еще что тратить. Пока американцы практически обнулили текущие сбережения (норма упала до 2.2-2.5%, что в финансовом плане близко к нулю).
3️⃣ Низкая долговая нагрузка: долг домохозяйств подрастает – американцы начали использовать кредит. Долг относительно располагаемых доходов вырос до 101%, стоимость обслуживания долга выросла до докризисных уровней 9.6% от доходов. Этот фактор заработал, прирост долга за год составил $1.26 трлн, или 7% г/г. Но резкое повышение ставок ФРС и взлет ипотечных ставок, очевидно, притормаживает рост долга. Основной долг в США – это ипотека и при ставках 6-7% рост здесь явно ограничен. На этом фоне объем ипотеки упал до 29.5% от стоимости жилья в США и находится на минимумах с 1980-х. Хотя потенциал кредита еще достаточно большой, т.к. расходы на обслуживание долга остаются все еще на исторически низких уровнях.
4️⃣ Эффект богатства: стоимость активов домохозяйств США скромно упала с $168.5 трлн до $162.5 трлн, назвать это обвалом вряд ли можно, американцы стали на $6 трлн беднее, чем на пике пузыря, но пока сильно богаче (+$29 трлн), чем до ковидного кризиса и это говорит о том, что еще есть куда падать. Активы все еще очень дорогие относительно доходов (884% от доходов против 800% в конце 2019 года). В этом плане влияние повышения ставок есть, но пока не то, чтобы оно было сильным и заставляло экономить. Хотя падение цен на жилье (основной актив большинства американцев) еще должно оказать влияние позднее.
Если смотреть в целом – то потенциал роста номинальных расходов американцев на 2023 год остается высоким (7-10% в номинале), что сильно выше, чем хотела бы ФРС для стабилизации инфляции (4-5%). В 2022 году бюджет США забрал у американцев около $0.5 трлн., в 2023 году он будет стимулирующим – дефицит вырастет. Большой объем избыточных сбережений вместе с ускоренным ростом зарплат будут поддерживать потребление за счет низкой нормы сбережений. Сохраняется потенциал наращивания долга, хотя резкий рост ипотечных ставок угнетает кредитование, выкинув с этого рынка значительное количество американцев.
Это означает, что американский потребитель сохраняет большой запас возможностей для поддержания высоких темпов роста потребления (и повышенной инфляции), а ФРС придется попотеть, чтобы этот потенциал не реализовался и американцы меньше тратили и больше сберегали. В ноябре по данным ФРБ Нью-Йорка опросы американцев показывали, что они ожидают роста своих расходов на 6.9% в ближайший год. ФРС такое дело никак не устроит, потому, пока не появится жестких сигналов с рынка труда, или что-то не сломается они вряд ли остановятся.
Источник @truecon