4-6 января этого года в Атланте прошла ежегодная конференция Американской экономической ассоциации (The ASSA 2019 meeting January 4 - 6, 2019 in Atlanta, Georgia) чиновников экономического блока и лучших американских экспертов в сфере денежно-кредитной политики. Поскольку презентации конференции не публикуются, судить об основных идеях можно лишь по обзорной публикации WSJ.
Выделю, что прочитал в нем свежего для себя:
1. Новый лейтмотив ДКП ФРС в 2019 г.: разработка мягкой посадки экономики. Задача центрального банка состоит в том, чтобы справиться с замедлением роста, которое сдерживает инфляцию, но избежать рецессии.
2. Главная и трудная дилемма ДКП США: больше сосредотачиваться на внутренней экономике и продолжать повышать процентные ставки для борьбы с инфляционными ожиданиями или уделять больше внимания стрессам за рубежом и на рынках, поддерживая стабильными ставки или даже подталкивая их к снижению. Это уже случалось в 1994, 1998 и 2015 гг.
3. На данный момент ФРС дала понять, что слушает рынки - хотя и не готова реагировать на беспокойства инвесторов. В пятницу Пауэлл сказал, что ФРС будет терпеливой и увидит, как экономика будет развиваться, закладывая основу, чтобы отдохнуть от повышения ставок.
4. Мягкие посадки редки и часто не безболезненны. Повышение ставок в 1994 году не вызвало рецессии, но вызвало большие убытки для инвесторов в облигации и ускорило банкротство округа Ориндж, штат Калифорния. Валютный кризис в Мексике потребовал финансовой помощи от США и Международного валютного фонда.
5. Бернанке предупредил, что ФРС должна быть осторожна, чтобы не создавать у инвесторов уверенности, что покроет их убытки в будущем. Некоторые аналитики вспомнили 1998 г., когда финансовые кризисы в Азии и России и почти полный крах гигантского хедж-фонда побудили ФРС снизить ставки. Однако это привело в следующем году к взлету экономики США и формированию пузыря Nasdaq. Добавлю от себя – формирование таких ожиданий была главной ошибкой ФРС в в преддверии кризиса 2008 г. – Бернанки это хорошо помнит.
6. Конечно, все ругали торговую войну с Китаем. 20 лет назад на долю Китая приходилось 2,5% мирового импорта; в 2017 г. - 10%. Попытка замедлить Китай напрямую отражается на росте экспорта США.

Автор Александр Абрамов