В Венесуэле начался острый политический кризис. Лидер проамериканской оппозиции Хуан Гуаидо объявил себя временным президентом Венесуэлы. Его уже признал президент США Дональд Трамп. Помимо США Гуаидо в статусе и.о. президента Венесуэлы признали ряд латиноамериканских стран: Бразилия, Парагвай, Перу, Колумбия, Чили, Эквадор, Коста-Рика, Гондурас, Гватемала и Аргентина. Однако министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес заявил, что армия не признает Хуана Гуаидо президентом и будет защищать Конституцию страны и её суверенитет.
На этом фоне акции «Роснефти» падают почти на 2,5%, в случае смены политического режима российская компания рискует потерять все инвестиции в несчастливой латиноамериканской стране. Проблемы могут возникнуть и у «Газпромбанка». Следует напомнить, что в рамках помощи Каракасу в ноябре 2017 года Москва согласилась на реструктуризацию венесуэльского долга, который составлял тогда около $3,15 млрд.
Влияние событий в Венесуэле на нефтяной рынок слишком слабое, доля в мировой добыче у этой страны не очень велика. Вообще, конечно, Венесуэла – это особый случай. Социалистический эксперимент и санкционное давление оказывают влияние на неё одновременно. В Каракасе, например, уже много лет два мэра: один – чавистский, другой – оппозиционный. Они управляют разными частями города, систематически «кошмарят» друг друга в прессе.
Венесуэла располагает самыми большими разведанными запасами нефти в мире, которые составляют около 300 млрд баррелей. Однако экономическая и финансовая ситуация напоминает беспросветный ад, на фоне которого даже Россия 90-х выглядит раем. На октябрь 2018 года ВВП сократился на 18%. В стране гиперинфляция, в 2018 году она составила почти 1 700 000%. Привычной нормой стал дефицит продовольствия и товаров первой необходимости.
Николас Мадуро, конечно, не Янукович, но, вероятно, для Венесуэлы лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Аугусто Пиночет и его либеральная модернизация экономики в Чили – лучший пример для подражания.
Что касается Чавеса и Мадуро, то российскому руководству хочется напомнить старую русскую поговорку: лучше с умным потерять, чем с дураком найти. Полную цифру потерь российского государства и российских компаний в Венесуэле мы, вероятно, не узнаем никогда.
Автор Александр Разуваев Альпари