В течение шести лет Иран предпринимал попытки интегрироваться в глобальную экономику, но как не сложно заметить, эти усилия закончились ничем. Но наряду с этим это не говорит о том, что уже в скором будущем экономика страны разрушится.
В начале недели Иран заявил, что готов отказаться от своих обязательств, которые были оговорены в рамках сделки, заключенной в 2015 году с рядом стран. Эта сделка ограничивает его ядерную программу, на что на Тегеран не распространяются международные санкции. Но после такого громкого заявления, последовало еще одно событие – министр иностранных дел Джавад Зариф сообщил, что страна не будет принимать участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Этим событиям предшествовало выступление Верховного лидера Аятоллы Хаменеи, который выступил с обвинениями в адрес Европы, которая, по его словам, поддерживает политику США и оказывает таким образом давление на Иран. Если ранее правительство страны питало надежды, что Великобритания, Франция и Германия помогут Ирану противодействовать санкциям Трампа, то сейчас это под большим сомнением.
Меньше чем через месяц в Иране состоятся парламентские выборы, на которых вероятней всего победу одержит консервативная партия, которая столкнется с массой проблем. Это и отношения с Соединенными Штатами, и восстановление экономики своей страны. И очень важно иметь понимание того, как именно это сделать.
Президент Ирана заявил, что очень важно иметь возможность вести сотрудничество со всем миром, так как развитие в изоляции не приведет к нужному результату. По сути, это невозможно. Но как оказалось, консерваторы готовы действовать в нынешних условиях и знают как преодолеть санкции США в «экономике сопротивления». По их мнению, нужно расширить сектора сотрудничества с Китаем и Россией.
Но необходимо учитывать еще один момент – в стране сложные условия ведения бизнеса, частный сектор слабый. При этом КНР не сможет обеспечить страну всем необходимым для дальнейшего процветания. Чтоб Иран стал продуктивным нужны глобальные структурные реформы.
На прошлой неделе Центробанк Ирана сообщил о нововведениях, которые должны помочь частным компаниям продавать свою продукцию за границу. Частные компании экспортируют почти на $40 млрд товаров, которые не связаны с нефтью, которые страна поставляет своим партнерам и таким образом получают валюту.
Но сейчас одним из ключевых вопросов остается вопрос – смогут ли производители страны и дальше производить товары, так как для этого нужны реформы. Ну и другой немаловажный вопрос – возможен ли экспорт произведенной продукции. Ведь для работы экономики необходима иностранная валюта.
И хотя страна сталкивается с трудностями, говорить об аналогии с Венесуэлой пока нет оснований. Все дело в том, что после Ахмадинежада власти страны стали более консервативным в финансовых вопросах, а это означает, что гиперинфляция не возможна. Кроме того, правительство сделало все возможное, чтоб максимально сократить зависимость от нефти.
Также стоит отметить и тот факт, что Иран намного выгоднее расположен чем Венесуэла. Он не только находится в Персидском заливе – ключевом месте для глобального нефтяного рынка. Иран соседствует с Ираком, Афганистаном и Пакистаном. Ко всему через территорию государства должна пройти ветка китайского проекта «Один пояс – один путь», что делает его привлекательным для сотрудничества со стороны РФ и Китая.
Таким образом, несмотря на все усилия Трампа Иран и дальше может спокойно существовать, развивая другие сферы.
WELTRADE аналитика