Анализ данных о капитализации и биржевых торгах акциями в мире. Бросаются в глаза две новые тенденции, действующие с 2012 г.
Первая – перемещение капитализации и особенно ликвидности в ограниченное число глобальных финансовых центров. Выделились две группы финансовых центров: G-15 (Канада, США, Германия, Ирландия, Швейцария, Великобритания, Австралия Гонконг, Китай, Япония, Р.Корея, Индия, Сингапур, Euronext и Nasdaq-OMX-Nordic) и G-8 (США, Китай, Гонконг, Euronext, Nasdaq-OMX-Nordic, Германия, Великобритания и Япония).
КАПИТАЛИЗАЦИЯ: доля G-15 выросла с 77,4% в 2012 г. до 85,7% в 2016 г.; доля G-8 – соответственно с 68,0% до 78,2%; доля России упала с 1,50% до 0,92%. ОБЪЕМЫ БИРЖЕВЫХ ТОРГОВ АКЦИЯМИ: доля G-15 выросла с 90,3% в 2012 г. до 98,4% в 2016 г.; доля G-8 – соответственно с 82,2% до 91,6%; доля России упала с 0,58% до 0,18%.
Создается впечатление, что ликвидность в мире стабильно перетекает в восьмерку мировых финансовых центров (США, Китай, Гонконг, Euronext, Nasdaq-OMX-Nordic, Германия, Великобритания и Япония), а все остальные биржи – от Палестинской до Московской – больше выглядят как дань местным традициям. Все же, наверное, с местными биржами это не так, но конкуренция есть конкуренция. Все познается по делам (это о той же Московской бирже, где и капитализация, и ликвидность акций в 2016 г. были намного меньше, чем в Сингапуре, занимающем территорию, равную третьей части города Москва). Ученые и практики говорят, что после кризиса 2008 г. в мире наблюдается некоторое сжатие глобализации финансовых рынков.
Я думаю, что это явление заканчивается, впереди рынок будет становиться все более глобальным. Даже с точки зрения обычного человека в России сегодня, например, вполне реально построить стратегию долгосрочных пенсионных накоплений на уже доступных в России глобально диверсифицированных ETFs крупнейших американских компаний. Потенциал местного рынка в решении этой злободневной проблемы куда ниже. Лично мне не нравится процесс превращения российского фондового рынка в «декоративное растение», но для того, чтобы вернулся хотя бы динамизм середины 2000-х нужны, видимо, изменения. Они понятны и просты. Или будем писать новую концепцию Московского МФЦ, которую через пару лет тихо отменим?
Автор: Александр Абрамов