Доля работников, получающих зарплату «в конвертах», выросла в России за последний год до 44,8% с 40,3%, или более чем на 3 млн человек, до 33 млн человек. Аналогичный показатель в 2016 году составлял 40,3%, в 2013 году – 44,5%, в 2006 году – 45,1%. Теневой сектор в российской экономике был всегда значителен, возможно, занятость в нем позволила значительной части граждан просто выжить во время экономического кризиса 90-х.

В период высоких цен на нефть и большого бюджетного профицита Министерство финансов наличие теневого сектора не особо беспокоило. Денег в казне и так было много. А разговоры о неэффективности государства оставались разговорами в пользу бедных. Однако сейчас при цене черного золота в $50 вопрос бюджетного дефицита стоит очень остро. Суммарно оборот российского теневого сектора оценивается в $300 млрд, для сравнения официальный ВВП – $1,5 трлн.
Вопрос: есть ли у экономического блока правительства политическая воля, наконец, обратить внимание на данный сектор экономики? Понятно, что «Роснефть» или «Лукойл» абсолютно прозрачны, контролировать их платежи в бюджет легко. Однако текущая экономическая ситуация требует от правительства решения более серьезных проблем. Впрочем, скоро выборы, а занятые в теневом секторе – это избиратели. И до президентских выборов залезать к ним в карман государство однозначно не будет.
По материалам Альпари