Ожидайте большей политической волатильности в 2018 году после нестабильного 2017 года. Об этом в интервью CNBC заявил директор по Европе и Африке в Control Risks Ник Аллен.
«То, что мы видели — это реальный переход к национальным политикам, управляющим повесткой дня, и предприятиям приходится приспосабливаться к этому, — сказал Аллен. — Мы наблюдали значительную политическую волатильность в 2017 году. Но в 2018 году ожидается еще больше волатильности».
Инвесторы смотрят на предстоящий год, и многие сомневаются в том, насколько экстремальны эти уровни волатильности, учитывая, что рынки хорошо справились даже на фоне повышенного геополитического риска.
«Думаю, "экстремальная" волатильность — немного преувеличена, но многое изменилось, особенно с точки зрения бизнеса, — отметил Аллен. — Правительства большинства стран были достаточно дружелюбны к бизнесу, стремились поощрять инвестиции. Никто никогда не ставил существование ВТО, НАФТА по сомнение».
Между тем, участники рынков не были ошеломлены политической волатильностью уходящего года. Рынки достигали рекордных максимумов на фоне растущего популизма, непредсказуемого президента США, роста напряженности на Ближнем Востоке и ракетных испытаний в Северной Корее.
В воскресенье S&P Global назвало 2017 лучшим годом с 2013 года. Индекс S&P 500 опубликовал 61 новых максимумов закрытия против 18 в прошлом году, в то время как индекс Dow Jones опубликовал 69 новых максимумов закрытия против 26 в 2017 году.
Отчасти это объясняется оптимизмом, связанным с планами президента Дональда Трампа по налоговой реформе. В то же время действия президента способствовали широкой неопределенности в отношении торговых соглашений, экономических норм, международных альянсов и внешней политики.
«США установили повестку дня. Это самая могущественная нация на земле. 2017 год — год Трампа», — продолжил Аллен. Тем не менее, он добавил: «Риск протекционистской политики не утих. Это один из рисков, которые мы видим в следующем году».
Между тем, Нейл Двейн, глобальный стратег из Allianz Global Investors, не обескуражен перспективами надвигающейся неопределенности.
«Список рисков на 2018 год очень похож на список 2017 года. Ключ для меня состоит в том, что на самом деле ничего не произошло, — сказал Двейн CNBC. — Brexit не состоялся, у нас не было торговой войны, у нас не было настоящей войны, ситуация на Ближнем Востоке ухудшилась, но ничего не угрожает поставкам нефти. Думаю, рынки делают правильно, игнорируя заголовки».
По материалам WELTRADE