Время не ждет: готовимся к росту доллара и цен на сырье
Избранный президент США Дональд Трамп, не откладывая дело в долгий ящик, сразу же объявил о необходимости пересмотра целого ряда межгосударственных соглашений. В частности, будут прекращены переговоры по Трансатлантическому торговому партнерству, анонсирован выход из аналогичного Транстихоокеанского партнерства, пересмотр торговых отношений с Китаем и с ближайшими соседями в рамках соглашения NAFTA.
Оставим за скобками обычное в таких случаях несовпадение предвыборных обещаний и реальных шагов и попробуем посмотреть, что же стоит за этими планами.
Экономика США — это экономика потребления. Чтобы бюджет наполнялся, требуется, чтобы поддерживался постоянный рост уровня потребления, не случайно один из индикаторов макроэкономического здоровья, на который обращает внимание рынок, это объемы заказов на товары длительного пользования, которые отражают и уровень спроса, и состояние дел в промышленности.
Давайте посмотрим на два косвенных показателя, которые характеризуют потребление — это объемы промышленного производства на территории США и объемы импорта.
В период с 1991 г. по 2000 г. рост импорта замедлился, однако потребление обеспечивалось за счет сильного роста производства. Рухнул Советский Союз, открылись новые рынки сбыта в Восточной Европе, и промышленность росла высокими темпами, поскольку новые рынки требовали освоения.
Затем, когда первичное освоение было завершено, произошел спад, известный как «кризис доткомов», что видно и по падению собственного производства и по падению импорта.
До 2008 г. потребление обеспечивалось опережающим ростом импорта, но и производственный индекс также рос довольно уверенно. После первой фазы кризиса в 2008/09 годах могло показаться, что ситуация стабилизировалась, однако в последние годы стало ясно, что кризис не ушел, а лишь усугубляется.
Обратите внимание — пик по росту импорта пришелся на конец 2012 г., задолго до окончания программ «количественного смягчения», и никак не связан с падением цен на сырье и ростом индекса доллара с осени 2014 г. А индекс промышленного производства практически прекратил свой рост, и в настоящее время находится ниже докризисного уровня.
Это — характерные признаки общего замедления экономики. Рост потребления отражается либо в росте собственного производства, либо в росте импорта, но не в данном случае — падает и производство, и импорт.
Отсюда следует серьезная проблема с собираемостью налогов уже в ближайшем будущем. Вот структура налоговых поступлений в федеральный бюджет:
Как хорошо видно, 80% налогов так или иначе связаны с доходами потребителей. Падение потребления на всех уровнях неизбежно приведет к взрывному росту дефицита бюджета, особенно с ростом стоимости обслуживания государственного долга, если ФРС будет выдерживать запланированный график и продолжит поднимать учетную ставку.
О причинах замедления производственного роста мы уже говорили, в частности, вот здесь. Снижение импорта, в свою очередь, это проблема не только США, а, скорее, отражает общемировую тенденцию замедления торговли. Догадливый читатель наверняка уже понял — причины замедления мировой торговли представляют, как обычно, загадку для ФРС. Да, так и есть, во всяком случае исследование, опубликованное на сайте ФРС 10 ноября и озаглавленное как «Причины замедления мировой торговли», ясного ответа не дает. Указан ряд косвенных причин, в частности, замедление темпов либерализации торговли (хотя куда уж либеральнее), проблемы с логистикой и, конечно же, китайский фактор, куда же без него.
На самом деле ответ лежит на поверхности, и заключается он в исчерпанности методов монетарного регулирования. Стимулирование спроса привело к сильнейшей закредитованности на всех уровнях, от домохозяйств и корпораций до муниципалитетов и государств, и опора цивилизации, то есть человек, уже не состоянии поддерживать опережающий рост долга, поскольку темпы роста мирового долга превышают темпы роста экономики в целом.
Возвращаясь к США — фактически речь идет о возможном банкротстве государства.Соответственно, Дональд Трамп — это кризисный управляющий, целью которого является либо контролируемое банкротство, либо, что вероятнее, изменение экономического уклада.
Исходя из этого и нужно оценивать его заявления и будущие действия. Если Трамп обещает сократить налоги для физических лиц, то откуда он возьмет средства для наполнения бюджета? Путей несколько, к примеру, рост цен на сырьё, что позволит создать конкурентное преимущество производству на территории США, причем рост до уровней, превышающих исторические максимумы. С одновременным сокращением налогов потребуется увеличение денежной базы, «впрыскивание» нескольких триллионов в реальный сектор. Фактически это прохождение на грани гиперинфляции, но только в том случае, если не будет одновременного роста производственной базы.
Эти триллионы команда Трампа намерена запустить не в банковский сектор, и даже ограничить их поступление в банковский сектор, а на точечное финансирование крупных инфраструктурных проектов. Это позволит создать рабочие места и повысить общий уровень расходов на потребление.
Что касается внешней торговли, то выход из торговых соглашений (NAFTA, CETA, TTIP) — это мера, призванная покончить с либерализмом в торговле. Нас ждет жестокая схватка за рынки сбыта, и в этой схватке США намерены быть на лидирующих ролях. Косвенно повышение акцизов на импорт приведет к росту инфляции, поскольку в конечном итоге будет переложено на плечи потребителей, а значит, рост ставок со стороны ФРС может ускориться.
Команда Трампа, если попытаться в одной фразе выразить её программу, увеличить стимулирование при сохранении высокого уровня индекса доллара. Или, другими словами, нужно готовиться и к росту доллара, и к росту цен на сырье. Время не ждет.
По материалам Альпари
Нет комментариев. Ваш будет первым!