Спасти доллар
Было время, когда макроэкономическая статистика предлагала очевидные и наглядные ориентиры для инвесторов. Растет инфляция – значит нужно поднять ставку, чтобы не допустить перегрева. Снижается безработица и растет уровень оплаты труда – значит, нужно ожидать роста ВВП и прочих приятных мелочей.
Было время, когда действия центробанков вытекали логичным образом из макроэкономических реалий, а потому инвесторы отслеживали важные денные и знали, как те или иные показатели влияют на курс валют.
Теперь всё иначе. Теперь данные по росту ВВП, торговому балансу или безработице не оказывают практически никакого влияния на настроения, а такие показатели как уровень госдолга, состояние текущего счета или дефицит бюджета и вовсе превратились в никому не интересный пережиток. В самом деле, зачем ориентироваться на доходы бюджета, если недостающую сумму всегда можно получить путем обычной эмиссии, элегантно замаскированной под программы «выкупа активов»?
Широкая публика считает, что ФРС ориентируется на три основных показателя – инфляцию, рост ВВП и уровень безработицы, поскольку именно по этим показателям 1 раз в квартал обновляются макроэкономические прогнозы. Это так, но в основе этих показателей лежат более глубокие процессы.
В предыдущей статье мы попытались под практическим углом взглянуть на ситуацию на жилищном рынке США. Сегодня посмотрим на то, какая динамика с ростом средней заработной платы и, как следствие, может ли текущий уровень доходов обеспечить рост инфляции.
Сравним рост производительности труда, который рассчитывается как общий реальный объем производства к количеству отработанных часов, и оплату труда, которая считается как отношение общего объема оплаты к количеству отработанных часов. Прекрасно видно, что последние 20 кварталов после как бы «завершения рецессии» оплата труда не увеличивалась при общем росте производительности.
Это означает, что ждать роста потребительского спроса и соответственно инфляции неоткуда, и способы, которыми можно спровоцировать рост цен – это либо ослабление валюты монетарными методами, либо поддержка спроса через систему субсидий и кредитов, что по сути то же самое.
Отставание оплаты труда от общей производительности началось в первой половине 70-х, когда на смену Бреттон-Вуду пришла Ямайская финансовая система с плавающими валютными курсами. Именно тогда как грибы после дождя начали расти хедж-фонды, и центр распределения прибыли окончательно переместился от промышленного капитала к финансовому.
Этот момент очень хорошо понимается чиновниками ФРС, которые постоянно проводят исследования на тему роста производительности и оплаты труда. Они ищут способ, как ускорить рост доходов граждан и взять под контроль инфляцию без риска скатиться в гиперинфляцию, но при этом боятся трогать основы системы, а без изменения системы решить вопрос невозможно.
Соответственно и инфляционные настроения слабые, и взяться по сути инфляции неоткуда – три волны «количественного смягчения» до низовых секторов экономики просто не дошли, и не могли дойти, поскольку эмитированные деньги не покинули пределов финансового сектора.
Инфляционные ожидания на текущий момент слабые. Доходность 5-летних облигаций TIPS, которая рассчитывается с поправкой на инфляцию и служит эталоном реального настроения инвесторов, снижается:
Облигации TIPS довольно точно отслеживают реальные инфляционные ожидания, и снижение доходности прямо указывает на то, что инвесторы не верят в текущий рост нефти, и в ближайшем будущем ждут развития дефляционных тенденций.
Итак, в пятницу мы увидели слабый отчет по розничным продажам, а вчера – замедление инфляции. Это – процесс естественный, и наряду со слабыми данными по ВВП и завершением сезонного всплеска по занятости следует ожидать ухудшения всех базовых показателей по экономике США.
Опубликованный в понедельник отчет Казначейства США по притоку иностранного капитала показал, что впервые поток стал отрицательным. Такого не случилось даже в кризис 2008/09г, а выход из трежерис приобретает черты бегства – за последние 12 месяцев по июнь включительно вложения иностранцев в американские бумаги снизилось еще на 105 млрд, упав до -$241.7 млрд.
Это означает, что повышения ставки в сентябре не будет, и даже в декабре этот шаг представляется сомнительным. Вчера глава ФРБ Нью-Йорка Дадли поддержал доллар, заявив, что «…Экономика США находится в хорошем состоянии, темпы доходов и занятости высоки…», но Дадли всего лишь делает хорошую мину при плохой игре, да этим, по сути занимается любой чиновник из руководства ФРС.
Решение поднять ставку, если оно вдруг случится, будет не экономически решением, а чисто политическим. Доллар при этом в рост не пойдет, даже если его будет тянуть разгонный блок ракеты «Ангара». Это означает, что в ближайшие месяцы индекс доллара будет под сильным давлением, безотносительно «минуток», комментариев к заседаниям, прогнозов и активности старушки Йеллен.
Сломать этот сценарий может сильнейшее изменение геополитической обстановки, когда риски политического характера перевесят риски экономические, но прогнозировать подобные события могли только Ванга, Нострадамус и немножко товарищ Кудрин.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!