Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что долги зарубежных стран по выданным СССР кредитам не получилось бы использовать для внутренних нужд России. По его словам, эти долги «на 90 с лишним процентов» были невозвратными.
Эти долги калькулировались в ситуации, когда Советский Союз не был неотъемлемой частью международной валютно-финансовой системы, когда рубль не был интегрирован в эту валютную систему, и когда курс устанавливался просто Госбанком СССР. Стоит напомнить, что в рамках добровольной ликвидации СССР Россия полностью взяла на себя долги других входивших в СССР республик. В обмен на это Россия получала всю заграничную собственность Советского Союза за рубежом. С 2000 года Россия простила своим партнерам более $140 млрд. Среди стран, которым списали наибольшие суммы задолженностей, находятся Куба — она должна была $31,7 млрд, и Ирак с долгом в $21,5 млрд.
Конечно, каждый случай с советскими долгами индивидуален. Например, вряд ли плохим заемщиком является богатый нефтью Ирак. В обмен на долги российские нефтяные компании могли бы получить нефтяные месторождения. Однако в целом точка зрения главы российского МИДа близка к истине. Большинство кредитов СССР были политическими, они были платой за лояльность Москве и за социалистический выбор. В истории современной России есть и такие ситуации, как, например, списанные Москвой кредиты Киргизии или знаменитые $3 млрд кредита Украине при предыдущем президенте Викторе Януковиче.
Однако на самом деле все не так плохо. И с долгами Союзу, и с внешним долгом СССР получился примерно нулевой вариант. По факту существенная часть советских долгов оказалась списана. Не стоит забывать о потерях держателей ГКО в 1998 году. «Сбербанку» ЦБ РФ погасил ГКО за счет эмиссии денежных средств. Это было принципиальное решение Бориса Ельцина и Виктора Геращенко. Остальные держатели облигаций были вынуждены пройти через болезненную реструктуризацию.
Отдельно стоит история советских сберкнижек, которые были обесценены гиперинфляцией, начавшейся в 1992 году. Компенсации, выплаченные гражданам по ним, оказались чисто символическими. Однако их можно было обменять на акции ведущих российских сырьевых монополий. Например, на пике капитализации 1 советский рубль, вложенный в капитал «Газпрома», был бы равен $1. Но правительство Виктора Черномырдина и Анатолия Чубайса, как известно, сделало ставку на ваучерную приватизацию и залоговые аукционы, тем самым заложив основу социального неравенства в современной Российской Федерации.
Советские долги автор Александр Разуваев Альпари