Церковь – это большая организация, что естественно предполагает очень серьезный бюджет. Статус Патриарха сопоставим со статусом президента или премьера и требует соответствующего финансирования. Финансовые льготы у РПЦ появились еще в средневековье, когда Русь была частью Золотой Орды. До революции 1917 года Церковь была крупнейшим собственником. В 90-е годы прошлого века на фоне массовой приватизации активно обсуждался вопрос компенсации, которую могло бы выплатить государство за национализированные в свое время активы. Однако вопрос так и не был решен. Вероятно, это было связано с тем, что вслед за РПЦ компенсацию от государства могли потребовать потомки лиц, потерявших собственность в результате революции 1917 года.
С нашей точки зрения, было бы правильно использовать опыт Банка Ватикана. В свое время Ватикан, тамплиеры и другие рыцарские ордена внесли серьезный вклад в развитие мировых финансов. Капитализму в Европе не одна сотня лет, его развитие началось после знаменитой чумы четырнадцатого века, но до сих пор значительная часть европейского бизнеса в той или иной степени завязана на Ватикан. По некоторым данным активы банка Ватикана составляют 5 млрд. евро. Ватикан зарабатывает как собственник больших долей крупных компаний не только на территории Италии, но и в других странах мира. По слухам, портфель банка примерно на ¾ состоит из проверенных государственных облигаций и лишь на ¼ из акций.
Было бы правильно создать Объединенную Русскую Церковную Финансовую Компанию, то есть финансовый холдинг, включающий дочерний банк, брокерскую, управляющую компанию и т.д. Естественно бизнес не должен быть ограничен только Россией, деятельность РПЦ включает и международное сотрудничество.
Ключевым вопросом является стартовый капитал. Откуда РПЦ возьмет деньги? С нашей точки зрения, было правильно, если бы ЦБ РФ передал для данной цели 1% международных резервов. Сейчас это примерно $4 млрд. После этого вопрос долга государства перед Церковью можно будет считать закрытым.
Ну и в заключение, должен быть создан соответствующий наблюдательный совет, который бы внимательно следил за бизнесом и исключил любые операции с сомнительными контрагентами. В него могли бы войти представители Церкви, ЦБ РФ и российских спецслужб. Репутация для РПЦ является основой ее общественной капитализации.
По материалам Альпари