На сегодняшней пресс-конференции премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил об огромном потенциале российско-китайской торговли. Некоторые факты действительно дают возможность говорить о том, что потенциал развития не только присутствует, но и в свете беспрецедентно высокого уровня политического сотрудничества достаточно сильно увеличился за последнее время. В первую очередь заслуживают внимание данные, опубликованные Главным таможенным управлением КНР.
Согласно данным, товарооборот между Россией и Китаем в январе-феврале 2017 года увеличился на 28,8%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил $11,58 млрд. Тенденция очень хорошая, особенно если учесть, что в прошлом году весь товарооборот между двумя странами составил $69,525 млрд., что стало больше показателей 2015 года на 2,2%. Резкий рост товарооборота можно связать с двумя обстоятельствами. Во-первых, это эффект низкой базы (в период кризиса был зафиксирован резкий спад торговли), а во-вторых, общее оздоровление российской экономики.
В структуре российского экспорта в Китай, как и ранее, преобладают товары энергетической группы. В конце прошлого года Россия, обогнав Саудовскую Аравию, вышла на первое место среди поставщиков нефти в КНР. Как известно, в рамках совместного проекта «Сила Сибири» ведется также сотрудничество в области поставок газа. Но экономическое взаимодействие между двумя странами не заканчивается исключительно торговлей. На фоне традиционного для нашей страны экспорта сырьевых ресурсов достаточно сильно выделяются совместные проекты.
Одной из тенденций последнего года стал экспорт капитала из КНР, в том числе и инвестиционного. Многие крупные представители китайского бизнеса заинтересованы в расширении своих интересов за пределами Поднебесной. В этой связи не стала исключением и Россия. К сожалению, в большинстве случаев пока до реальных инвестиций дело не дошло, хотя китайское деловое сообщество проявляет повышенный интерес к российским активам и проектам, которые могут быть осуществлены на территории нашей станы.
Одним из самых интересных проектов, по которому на данный момент ведутся переговоры с китайской стороной, можно назвать строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань. При этом также следует отметить покупку 10% акций «Сибура» Фондом Шелкового пути примерно на сумму $1 млрд. Тренд на экспорт инвестиционного капитала из Китая стал очевидным в 2016 году. Его зарождение обусловило сразу два обстоятельства: во-первых, увеличившиеся риски китайской экономики и девальвация юаня, а во-вторых, объективная ситуация, когда общий рост экономики Поднебесной достиг масштабов, когда капитал начинает искать точки приложения вне территориальных границ страны.
Мы сейчас наблюдаем зарождение новой тенденции, заключающейся в том, что китайский бизнес активно выходит на внешние рынки, расширяя свое влияние. Таким образом, вполне можно утверждать, что в настоящий момент Китай старается окончательно закрепить за собой право на региональное господство. При этом неминуемо расширяется его влияние на мировую экономическую систему.
К сожалению, остается констатировать тот факт, что, несмотря на успехи в росте объема торговли, инвестиционное сотрудничество между Россией и Китаем остается на низком уровне. Многие проекты «застревают» на стадии переговоров. Следует признать, что экономическая нестабильность, и в частности повышенная волатильность рубля, которую мы наблюдали с конца 2014 года, не способствуют улучшению бизнес-климата и привлечению инвестиций. Остается надеяться, что наметившаяся в начале 2017 года стабилизация в российской экономике позволит активнее привлекать инвестиции из Поднебесной в Россию и развивать совместные проекты.
Аналитика Альпари
Похожие статьи:
Новости → Меркель: «Германия выступает за хорошие отношения между ЕС и ЕАЭС»