У правительства Великобритании есть три дня для того, чтоб наконец определить план выхода из единого блока.
Британия подтвердила в четверг, что официальные переговоры о выходе с Европейского союза начнутся 19 июня. Но далеко не ясно, какова будет ее переговорная позиция.
В ходе всеобщих выборов, которые состоялись на прошлой неделе, премьер-министр Тереза Мэй потеряла парламентское большинство. Это вызвало большие сомнения относительно ее жесткой стратегии выхода из ЕС.
Между тем, среди политиков точатся открытые споры о том, как Британия должна подойти к переговорам с ЕС.
«Субъекты, с которыми нам нужно иметь дело, чрезвычайно сложны с технической, судебной и финансовой точек зрения», – предупредил ранее на этой неделе Мишель Барнье, главный переговорщик ЕС.
Мэй обещала полностью вывести Великобританию из общей торговой зоны блока и сократить количество людей, прибывающих из ЕС. Она даже пригрозила выйти из Европы, не заплатив денежное обязательство.
Но потрясающий результат выборов уменьшил пыл госпожи Мэй. Деловое сообщество и многие политики хотят сохранить более тесные связи с Европой, и они оказывают давление на премьер-министра, чтобы та изменила свой подход к переговорам.
Например, Airbus угрожает вывести новую продукцию за пределы страны, если компания будет подвержена новыми торговыми барьерами или ограничениями на возможность принимать рабочих из ЕС для трудоустройства в Великобритании.
Сохранение тесной экономической интеграции после Brexit, означает, что Великобритания должна идти на компромисс по вопросу иммиграции.
«ЕС может пойти на уступки, как только Британия достигнет консенсуса относительно того, как действовать дальше, что произойдет только после того, как британские политики открыто обсудят вопросы Brexit», – сказал Саймон Тилфорд, заместитель директора Центра европейских реформ.
Потребители Британии, которые столкнулись с ростом цен и отсутствием роста заработной платы, в последние месяцы прикрыли свои кошельки. Политические потрясения заставили бизнес-лидеров приостановить инвестиции.
Мрачные перспективы стали нависать сразу же после референдума, когда курс фунта упал до самого низкого уровня за последние несколько десятилетий на фоне возможной потери Британией свободного доступа к рынку ЕС.
В четверг появился последний предупреждающий знак: розничные продажи упали на 1.2% в мае по сравнению с апрелем.
Хотя остается неясным, что может случиться дальше:
Тилфорд сказал, что если Мэй будет придерживаться своего бескомпромиссного подхода, у ЕС не будет выбора «кроме как ответить жестокими мерами».
ЕС может потребовать, чтобы Великобритания выплатила большой счет. Он также может отказаться начать переговоры о будущих торговых отношениях до согласования условий выхода.
Если, однако, Мэй примет более примирительную позицию, ЕС может уготовить четыре сценария для Великобритании:
1) Изменить свое мнение и разрешить получать доступ к единому рынку ЕС.
2) Позволить покинуть ЕС, но присоединитесь к Европейской экономической зоне (наряду с Исландией, Лихтенштейном и Норвегией). Тогда от Британии потребуется разрешить трудоустраивать жителей ЕС на территории Великобритании.
3) Позволить покинуть ЕС, но обсудите новое соглашение о свободной торговле и переходный период для экономики Великобритании.
4) Позволить полностью выйти из ЕС и столкнуться с новыми торговыми преградами.
По материалам WELTRADE