Решение США добавляет ограничения на операции с госдолгом РФ (выпущенным Минфином, ФНБ, Банком России) для американских финансовых институтов.
Ограничения определяются директивой 1A under E.O. 14024, которая вводит теперь следующие запреты:
запрет на покупку ОФЗ и облигаций Банка России, выпущенных после 14 июня 2021 года, а также кредитование Минфин, ФНБ, Банка России;
запрет на операции с долгом Минфина, ФНБ, Банка России, выпущенным после 1 марте 2022 года.
Учитывая, что Минфин планирует занять около 7.5 трлн руб. долга в ближайшие 3 года, текущий объем ОФЗ в рынке 15.8 трлн руб., доля нерезидентов в ОФЗ 2.9 трлн руб. (18.7%). Но, т.к. внутреннего рынка долгосрочного капитала в России так и не создали (а в основе его обычно пенсионные накопления), то в общем-то доля нерезидентов в бумагах с фиксированным купоном (ОФЗ-ПД) около 28%, а доля в отдельных бумагах с большой дюрацией 50-70%.
В ближайшие 3 года погасить нужно облигаций на ~3 трлн руб., а объем размещения бумаг ~10 трлн руб. за три года. Через 3 года около 40% долга будет под запретом операций для инвесторов США. На самом деле здесь стоит сказать, что Минфин может и не занимать в таких объемах и как угодно оперировать с объемами, т.к. фактического дефицита бюджета нет при складывающихся ценах на нефть. По факту нет у Минфина и долга, т.к. объемы активов (ФНБ, плюс средства на счетах и пр.) сопоставимы с долгом. В принципе принятые решения не несут никаких рисков для устойчивости бюджета.
При сохранении планов заимствований мы все же столкнемся с раздвоением кривой ОФЗ на ее длинном конце в среднесрочной перспективе, т.е. будет набор более ликвидных «старых» бумаг и менее ликвидных «новых». Глобальное решение этой проблемы – это, конечно, воссоздание внутренней системы долгосрочных накоплений (пенсионных), тактически локальные решения – сокращение заимствований, оперирование со сроками и характеристиками выпускаемых бумаг (плавающие ставки, более короткие займы и т.п.), регуляторными льготами для банков-покупателей длинного долга, участием ЦБ и использованием ФНБ и т.п. мерами, набор которых очень широкий. Пока основной эффект от этого – это постепенное раздвоение кривой ОФЗ на выпущенные до 1 марта и после бумаги, причем дефицит первых будет со временем усиливаться.
P.S.: Полные ограничения на госдолг привели бы к необходимости продажи нерезидентами бумаг, что в условиях текущей конъюнктуры привело бы к значительным для них убыткам. Определенные сложности, видимо, возникнут у дочек иностранных банков, как в операциях с ОБР, так и ОФЗ...
#Россия #ставки #банки #рубль #Кризис #БанкРоссии #долг #ОФЗ