Объем Резервного фонда РФ в ноябре текущего года вырос на 2%, а объем Фонда национального благосостояния — сократился на 2,8%. Первый из них к началу декабря оценивался в 994,6 млрд рублей, второй — в 3,9 трлн рублей. ФНБ «тает» второй месяц подряд: за октябрь его «вес» сократился на 4,7%. Тогда средства понадобились на покрытие дефицита в Пенсионном фонде России, общей сложностью было потрачено $2,8 млрд. В сентябре ФНБ тоже снижался за счет курсовой качки.
То, что резервы расходуются, — это абсолютно нормально. В конце концов они для этого и создавались в «благополучные» годы. Однако, в данный момент движение денежных средств в фондах вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Предполагалось, что Минфин, используя излишки поступлений от нефтегазовой продажи, будет приобретать доллары в состав резервов. То ли ведомство покупает недостаточно для того, чтобы перекрывать траты, то ли расходуются средства слишком быстро. Напомню, что в период с 8 ноября по 6 декабря 2017 года Минфин должен потратить порядка 123 млрд рублей в целях валютных интервенций.
Сокращение ФНБ тоже смотрится «настораживающе», учитывая, что, согласно прежним ожиданиям, Резервный фонд будет потрачен до завершения этого года. Тогда в стране останется только одна полноценная «кубышка», которую законодательно разрешили тратить на покрытие бюджетных «прорех».
Скажется ли постепенное снижение подобных финансовых запасов на благосостоянии страны и россиянах? Пока нет, потому что деньги все-таки не расходуются направо и налево, их изъятие из фондов строго регламентировано. Кроме того, в государстве все-таки есть ЗВР, состав которых пополняется в этом году за счет серьезных покупок золота Центробанком России. Пока оба эти момента присутствуют, за истощение «государственного кошелька» можно особенно не волноваться.
По материалам Альпари