Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард позитивно оценила действия российских властей, в том числе работу ЦБ РФ по поддержанию макроэкономической стабильности. На фоне той ситуации, с которой столкнулась Россия, прежде всего – падением цен на нефть, страна очень достойно вышла из кризиса. Глава МВФ пожелала России устойчивого экономического роста. Госпожа Лагард была также достаточно скептична в отношении ВТО, заявив, что организации «нужно себя переосмыслить».
Мы полностью согласны с данной точкой зрения. Прямым следствием падения цен на нефть стали резкое падение доходов бюджета и девальвация рубля. При этом ослабление рубля в значительной степени компенсировало падение доходов бюджету и нефтегазовым холдингам. От ЦБ РФ зависело значительно больше, чем от других экономических ведомств. В самый сложный момент, в конце 2014 года во время валютного кризиса, регулятор не стал вводить административные меры регулирования или поддерживать курс распродажей международных резервов. Ставка была сделана на «невидимую руку рынка», так написано во всех учебниках по экономической теории.
Однако в реальной жизни это было очень смелое решение, сопоставимое с переходом России к рынку в начале 1992 года. В результате прежде всего корпоративный сектор и частные лица быстро адаптировались к новой реальности, удалось избежать массового обвала реального сектора, и в следующем году экономика должна вернуться к росту. Если бы был выбран другой вариант – фиксация курса, расход резервов, административное регулирование (эти меры предлагал известный экономист Сергей Глазьев), – то результат был бы примерно аналогичным: спад промышленности чуть меньше, а инфляция – чуть выше. Но в этом случае Россия снова вернулась бы к переходной экономике, с элементами административного регулирования. А это – не самая лучшая идея.
Несмотря на избыточный государственный сектор (70%), сейчас в России абсолютно рыночная экономика. За успешное преодоление кризиса спасибо надо сказать трудолюбию россиян, грамотному финансовому менеджменту корпоративного сектора, ведь ни одна крупная российская компания не объявила дефолт, и, конечно, руководству ЦБ, которое сделало в сложной ситуации единственно правильный выбор.
Аналитика Альпари