Международный механизм финансирования Китая нуждается в «решающих» реформах для увеличения потребления, создания процветания и стимулирования экономического перебалансирования, сообщают в МВФ.
Среди рекомендаций Международного валютного фонда: финансирование местных органов власти путем введения регулярных налогов на имущество и введение надбавок к национальным индивидуальным подоходным налогам.

Финансовая система Китая является самой децентрализованной в мире, а местные органы отвечают за 85% государственных расходов, говорится в докладе фонда. Данные включают 31 провинциальное правительство, 334 префектуры, 2850 округов, 40 000 поселков и 900 000 неформальных сельских юрисдикциях. В том числе внебюджетные расходы, финансируемые за счет средств местных органов власти, обеспечивают соотношение до 89% всех государственных расходов.
Такая сложная сеть должна быть пересмотрена, чтобы лучше предоставлять услуги, увеличивать расходы на социальные нужды и уменьшать региональные различия. Филипп Вингендер, экономист отдела налоговой политики МВФ, отметил в статье, опубликованной в субботу. Эти изменения необходимы для снижения риска от «чрезмерных субнациональных заимствований» и повышения эффективности.
«Эти реформы позволят правительству Китая улучшить системы социальной защиты и улучшить защиту граждан от неблагоприятных экономических и медицинских потрясений, – написал Вингендер. – В свою очередь, это улучшит благосостояние и будет способствовать потреблению и экономическому перебалансированию».
Закон о бюджете от 2014 года направлен на улучшение бюджетирования и повышение прозрачности и подотчетности в местных органах государственного управления за счет необходимости многолетних планов расходов и установления условий для управления годовым дефицитом и излишками. Но это не касается несогласованности в расходах и налоговых полномочиях и огромного дисбаланса между уровнями правительства, который преобладает после последней крупной фискальной реформы в 1994 году, говорит Вингендер.
«Усилия по улучшению государственного заимствования и сдерживанию фискальных рисков будут успешными только при поддержке реформ для сокращения нефинансируемых мандатов для субнациональных правительств», – добавил он. Согласно отчетам, у округов есть самый большой бюджетный мандат среди всех уровней государственного управления, при этом расходы равны 9% ВВП.
Почти 50% общих налоговых поступлений приходятся на налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организаций, что является высоким уровнем по сравнению с другими развитыми экономиками. Между тем, подоходный налог с физических лиц составляет около 5% от общих доходов, что значительно меньше, чем 25% в среднем для стран Организации экономического сотрудничества и развития. Недостатком этой структуры является «очень ограниченная прогрессивность налоговой системы», – говорится в докладе.
МВФ также рекомендовал:
- Централизацию пенсий и страхование на случай безработицы с некоторой местной автономией для обеспечения равных выгод по регионам;
- Укрепление бюджетных ресурсов для городских районов, в частности за счет увеличения общих трансфертов, для оплаты услуг для мигрантов;
- Увеличение квот заимствований для местных органов власти при обеспечении того, чтобы «все внебюджетные расходы были включены в бюджет».
По материалам WELTRADE