Мировая экономика, вероятно, находится в рецессии, причем большинство циклических индикаторов показывают, что деловая активность остается неизменной или снижается.
Рецессии становятся очевидными только после того, как их хорошо обоснуют данные, учитывая, что большинство из экономических данных публикуются с опозданием.
И рецессии в конце цикла, как правило, невозможно отличить от рецессий в середине цикла до тех пор, пока замедление не началось.
Политики неохотно объявляют о рецессии, опасаясь нанести ущерб уверенности потребителей и бизнеса и усугубить экономический спад.
Но почти все основные экономические и промышленные показатели, которые дают надежное представление для делового цикла, подтверждают, что экономика уже серьезно замедлилась.
Отчеты о мировом производстве, объеме промышленного производства, новых заказах, инвестициях в бизнес, строительной деятельности, производстве автомобилей и объеме грузоперевозок практически не изменились по сравнению с предыдущим годом.
Наиболее полные данные показывают, что промышленное производство и торговые потоки в мае практически не изменились по сравнению с прошлым годом.
Более свежие данные о закупках и промышленном производстве указывают на замедление роста в июне и июле.
Согласно большинству показателей, мировая экономика находится в разгар самого глубокого спада с 2015 года или даже с 2009 года.
Рыночные показатели
Финансовые рынки и цены на сырье показывают высокую вероятность того, что экономика находится в рецессии или скоро там окажется.
Кривая доходности казначейских облигаций США перевернулась в течение более двух месяцев и свидетельствует о самой высокой вероятности рецессии с апреля 2007 года.
Основные фондовые индексы не изменились по сравнению с прошлым годом, несмотря на резкое снижение доходности государственных облигаций и безрисковые процентные ставки.
Циклические показатели гигантов, таких как немецкая химическая компания BASF и производитель тяжелой техники в США Caterpillar, зарегистрировали резкое падение своих акций за последний год.
Цены на нефть упали более чем на 22% с конца апреля и снизились на 20% по сравнению с августом 2018 года, несмотря на жесткие санкции США в отношении экспорта нефти из Ирана и Венесуэлы.
Шестимесячный календарный спрэд Brent рухнул, несмотря на расширение сделки ОПЕК+ и замедление бурения новых скважин в Соединенных Штатах.
Цены на ненефтяные товары также снижаются или остаются неизменными с середины 2018 года, поскольку рост потребления замедлился.
Ошибки монетарной политики
Бывший председатель ФРС Бен Бернанке пошутил как-то, что экономический рост убивается ошибками в монетарной политике.
В последние десятилетия большинство спадов были вызваны ошибками в комбинации фискальной политики, денежно-кредитной политики и финансового надзора.
В этом случае, однако, проблема выходит из торговой политики, которая стала резко протекционистской и поменяла глобальные цепочки поставок.
Возникшая в результате этого экономическая война между Соединенными Штатами и Китаем усилила неопределенность в бизнесе и разрушила инвестиционные планы в обеих странах, что имело побочные эффекты для Европы и Азии.
Политики по всему миру воспринимают рост как должное, накапливая множество тарифов, пошлин, санкций и инвестиционных ограничений, которые в конечном итоге поставили под угрозу мировой рост.
Если глобальный спад подтвердится, то его причиной можно смело назвать обеспокоенность политиков другими целями, в то время как необходимость обеспечения стабильного и бизнес-климата была проигнорирована.
Рецессия ударить по экономике и заставит политиков обратить внимание на нее.
WELTRADE аналитика