
Мировая экономика в полном порядке, но в Давосе все же обеспокоены

Если что-то выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, так и есть. Видимо тоже самое можно сказать и про мировую экономику.
Таково мнение некоторых инвесторов, нобелевских лауреатов и ученых, присутствующих на ежегодной встрече Всемирного экономического форума в Давосе, Швейцария, который стартовал в понедельник.
Самый быстрый глобальный рост с начала текущего десятилетия и сильные прогнозы корпоративных доходов, по-видимому, создают почти идеальные условия для многих инвесторов, при этом оптимизм покупателей акций достиг восьмилетнего максимума. Акции по всему миру в 2018 году уже выросли примерно на $3.4 трлн, при этом доходы продолжают расти.
«Исторически фондовый рынок имеет тенденцию влиять на настроение в Давосе», – сказал вице-председатель BlackRock Inc. Филипп Хильдебранд, который будет среди 3000 посетителей горнолыжного курорта. «Поэтому, если все будет так, как есть, я ожидаю, что настроения будут хорошими».
Чем же все-таки обеспокоены участники Всемирного Экономического Форума?
Сильный импульс
Роберт Шиллер, лауреат Нобелевской премии Йельского университета, чьи исследования охватывают рост и падение цен на активы. Он говорит, что существуют параллели между сегодняшним днем и 1929 годом, когда падение рынков стало причиной Великой депрессии.
«Любая коррекция будет «вероятно, не так катастрофична, как в 1929 году, но может быть разрушительной», – сказал Шиллер в интервью.
Более оптимистичным является профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф, который утверждает, что «длинная тень финансового кризиса» окончательно исчезает, поэтому «рост будет продолжать ускоряться».
Международный валютный фонд в понедельник повысил свои экономические прогнозы.
Китай
Вторая по величине экономика мира продемонстрировала высокий потенциал роста в 2017 году, но этот рост начинает замедляться. План по снижению рисков в финансовой системе позволил замедлить рост кредитования, но растущий долг страны, эквивалентный примерно 264% валового внутреннего продукта в 2017 году, по-прежнему вызывает обеспокоенность.
То, как китайские власти смогут справится с этой проблемой без замедления экономического роста, станет одной из самых больших проблем в этом году.
«Я думаю, что Китай, возможно, станет эпицентром глобальной рецессии, если таковая будет иметь место», – сказал Рогофф.
Глобальный долг
Оплатить долги обязан не только Китай. По данным Института международных финансов, мировой долг вырос до рекордных $233 трлн в третьем квартале 2017 года, что на $16 млрд больше, чем в конце 2016 года.
Частный долг нефинансового сектора достиг рекордных высот в Канаде, Франции, Гонконге, Южной Корее, Швейцарии и Турции.
По мере того, как процентные ставки начинают увеличиваться, заемщики могут столкнуться с трудностями, даже несмотря на то, что соотношение долга к ВВП упало по мере ускорения роста.
Процентные ставки
Поводом для дискуссии может стать инфляционный всплеск, который заставляет центральные банки отказываться от своего поэтапного отказа от экстренных стимулов, которые применялись в течение последнего десятилетия.
Когда экономика растет так быстро, цены на сырьевые товары тоже растут, а производственные исследования указывают на снижение запасов. После того как в США сократили налоги некоторые крупные работодатели, такие как Walmart Inc., начали снижать заработную плату.
Протекционизм
Торговые проблемы, которые не вспыхнули в прошлом году, могут «вылезти» в 2018 году. Президент Дональд Трамп угрожал разорвать Североамериканское торговое соглашение и пакт с Южной Кореей. Кроме того, Трамп предупреждает, что он может снизить тарифы на китайские товары, особенно сталь.
«После того, как однажды в торговле произошел серьезный спад, начинается «гонка на выживание», – сказал Доминик Бартон, управляющий директор McKinsey & Co.
Маргарета Дрзеник Хануз, член Исполнительного комитета ВЭФ, сказала: «По-прежнему существует опасность, что многосторонние торговые системы могут разрушиться, поскольку на горизонте существует много рисков».
Политика
Северная Корея – это пропаганда войны на фоне «погони» Ким Чен Ына за ракетами и ядерным оружием. Неопределенность сохраняется на большей части Ближнего Востока по мере роста напряженности между США и Ираном. Сирия по-прежнему остается пороховой бочкой. В Европе до сих пор нет нового правительства в Германии, и прогноз для Британии омрачен неопределенностью результатов Brexit.
«Если бы мы могли изолировать экономику от политики, мы бы с оптимизмом относились к тому, что происходит, но, к сожалению, мы никогда не сможем этого сделать», – сказал лауреат Нобелевской премии Кристофер Писсаридес, который преподает в Лондонской школе экономики.
Трамп
Трамп дебютирует в Давосе в этом году. Он по-прежнему планирует запретить миграцию из преимущественно мусульманских стран, построить стену вдоль границы с Мексикой и принять агрессивный подход к Северной Корее.
«Самым значительным политическим риском являются Соединенные Штаты», – сказал лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц из Колумбийского университета. «Эта неопределенность отравляет мировую экономику».
По материалам WELTRADE
Нет комментариев. Ваш будет первым!