В далеком 1995 году ни один американский штат не разрешал свободную продажу медицинской марихуаны. В настоящее время 28 штатов легализовали продажу, в 8 штатах разрешается выращивание медицинского каннабиса – по материалам AMarkets.
Опросы Gallup показали, что в настоящее время количество людей, поддерживающих идею легализации марихуаны рекордно высокое – 60%. В середине 90% показатель приближался к 25%. 84% американцев предпочли бы, чтобы «рекреационный» каннабис был разрешен повсеместно – данные опроса CNBC, проведенного в 2015 году. Потенциальный рост в сегменте медицинского каннабиса просто невероятный.
По оценкам компании Cowen & Co., продажи легальной марихуаны могут вырасти с текущих значений $6 млрд до $50 млрд к 2026 году, что соответствует темпам роста на уровне 24% годовых. Занятость в сегменте будет расти еще более шустрыми темпами – прогнозируют эксперты. Сейчас сегмент дает работу примерно 150 тыс. человек во всех штатах. В ближайшие годы количество занятых в отрасли утроится. При этом занятость – это не только выращивание, производство, логистика и непосредственные продажи. Это и финансовое обеспечение процессов. Отрасли работает пока только с наличными деньгами – так как банки, несмотря на легализацию, пока что отказываются иметь дело с данным сегментом.
Другие субсегменты – программное обеспечение, IT и разработка, консалтинг, юридический сервис, комплексный маркетинг и др. Около 400 студентов, по данным CNBC, записались на обучение (12 курсов), предлагаемое Северо-восточным институтом Каннабиса в Натике, Массачусетс.
Конечно, в отрасли не без проблем. Самая большая сложность – продукт не легализован на федеральном уровне. Это тормозит развитие. В частности, банки не работают с отраслью и не кредитуют ее по этой причине. Другой момент – высокие налоги. Налогом облагается не чистая прибыль, а выручка. И пока непонятно, сможет ли новоизбранный Трамп как-то поспособствовать развитию отрасли. Есть вероятность, что издержки отрасли возрастут на фоне ужесточения со стороны Ассоциации продтоваров и лекарств (FDA). Организация может начать требовать дополнительных клинических испытаний, придирчиво относится к упаковке и используемым методам маркетинга и продвижения.