Каждая четвертая китайская компания не может рассчитаться по своим долгам – т.е. находится на в предбанкротном состоянии – по материалам AMarkets.
Китай столкнулся с проблемой лоб в лоб почти сразу после того, как рухнули цены на сырье в 2015 году. Еще в 2015 году экономисты говорили о проблемах корпораций КНР и невозможности генерировать стабильный кэш флоу для покрытия всех своих обязательств. Проблемы при этом есть у компаний во всех секторах. Не только в сегменте сырья. Компании пытаются выстоять и прорабатывают пирамидальные схемы – т.е. берут новые кредиты, чтобы оплачивать ими старые кредиты. Таким образом, долги растут, прибыли продолжают падать. По объему долга корпоративного сектора Китай занимает первое место в мире. Это 300% ВВП и исторический рекорд.
График – отношение долга к ВВП в динамике:
Гигантского потока банкротств в корпоративном секторе Китая нет просто потому, что Пекин в директивном порядке просит финансовый сектор поддерживать реальный сектор. Банки продлевают кредитные линии. Причем на серьезные сроки. Японский опыт говорит о том, что перенос левериджа на многие годы вперед – тактика чреватая большими неприятностями в будущем. Есть в Японии экономический рост? Куда уж там.
Дополнительное отягощение – тот факт, что многие крупные компании КНР – компании с долей госкапитала. Они, в принципе, менее эффективны. Их шансы на естественное выживание и естественный рост очень небольшие. Долг убивает последнюю надежду. Госкомпании держатся наплаву, почти как зомби – ни живы, ни мертвы. Частный сектор, небольшой, но с идеями, развиться не может. Как раз из-за засилья таких вот зомби. И интересно, что власти активно фальсифицируют статданные, демонстрирующие статистику по невозвратным кредитам. Прошлые пессимистические отчеты забываются – аналитики пишут, что, мол, число плохих займов стабильно. Хотя еще совсем недавно писали, что катастрофически высоко и будет и дальше расти. В связи со всем этим неудивительно минимально число дефолтов. По данным Goldman Sachs, за последние три месяца только одна китайская контора объявила себя банкротом по корпоративным бондам. В первой половине года число таких компаний было около десяти.