Почти все центробанки задаются вопросом — могут ли искусственно заниженные процентные ставки стимулировать банковское кредитование и вести экономику вперед — по материалам AMarkets.
Этот вопрос остается открытым. Однако большая часть ЦБ даже не сомневается в том, что они могут легко положиться на «ребалансировку портфелей» инвесторами. Это будет краткосрочная мера, в результате которой инвесторы активно покупают акции и продают гособлигации. Т.е. перекладываются в инструменты с большим риском. Но эта мера дает кратковременный «горячий» эффект, и это лучше чем ничего.
Чем больше центробанк позволяет своей ставке отдаляться от процентных ставок других ЦБ, тем большее это оказывает влияние на обменный валютный курс. Чем больше ЦБ ослабляет монетарные «вожжи», тем больше обесценивается валюта страны — примерно так пишут в классических учебниках экономической теории. После захода в зону отрицательных процентных ставок, йена тем не менее скорее росла, чем падала. Это может означать только то, что влияние процентной ставки имеет свои ограничения.
Япония в основе своей экономической политики положила «три стрелы» - монетарное смягчение, госрасходы и дерегулирование бизнеса. Первые два компонента не работают без третьего — это главный урок, который можно вынести из японского опыта. Частному сектору должно быть комфортно работать и зарабатывать — без этого условия никак. Но пожалуй, еще более значимое умозаключение — центробанки становятся все менее эффективными. Валюты, чья «крепость» держится на долге — нестабильные валюты. На них нельзя рассчитывать на долгосрочную перспективу.