На минувшей неделе 10-летняя премия за риск инвестиций в Италию – спред между доходностью десятилетних облигаций Италии и Германии – показал существенный рост, на около 20 б.п. и составил 212 б.п.
Эта отметка стала максимальной за годовой период, год назад это привело к тому, что часть банков, в том числе третий по величине банк Monte dei Paschi di Siena, оказались на грани краха и либо распадались, либо проводился бэйл-аут (меры по спасению, в данном случае государством, посредством перевода долгов на себя и ликвидации задолженности). Сейчас прослеживается аналогичная ситуация.
Акции MPS, по которым было проведено бэйл-аут и которые находятся в собственности у правительства, а новые власти планируют их изменить, за последние 10 рабочих дней потеряли в цене 20%. Так, акции двух крупнейших банков Италии – Unicredit и Intesa снизились на 10% и на 18% соответственно за тот же период.
Логично, что инвесторы начинают интересоваться вопросом будущего банков, которые держат наибольшую долю итальянского долга. Результаты исследования Банка международных расчетов показали, что госдолг Италии составляет почти 20% активов банков, что является одним из самых высоких уровней в мире.
Всего есть десяток банков с запасом итальянского госдолга, составляющих свыше 100% капитала первого уровня. Из них банки Unicredit и Intesa Sanpaolo, государственные облигации Италии в которых составляют 145% от капитала первого уровня. К этим банкам также относятся и третий по величине банк Италии – Banco BPM с показателем 327% и такие банки как Monte dei Paschi di Siena – 206%, BPER Banca – 176% и Banca Carige – 151%.
Это означает, что хотя ЕЦБ и реализовал программу количественного смягчения, которую, к слову, уже хотят сворачивать, но так называемая Doom Loop «роковая петля» еще есть и негативно сказывается на положении Италии.
То есть слабость государственных облигаций угрожает банкам, у которых во владении есть эти облигации. Логично, что банки хотят избавиться от них, что приводит и их еще более существенному снижению и как следствие подталкивают власти страны к кризису.
«Роковая петля» – явная проблема еврозоны, что обусловлено тем, что государство-член не контролирует свою валюту и не может самостоятельно решить возникшие проблемы, а это значит, что он подвержен кредитному риску.
Нынешний политический кризис стал самым значительным за продолжительный период времени, и хотя партии почти смогли договориться и сформировать правительство, но все развалилось из-за действий президента, который не утвердил на ключевую должность кандидатуру от партий.
Это привело к тому, что партии вообще отказались от возможности формирования коалиции и сейчас необходимо проводить досрочные выборы.
Но отметим, что итальянские облигации находятся во владении не только итальянских банков, но и во французских, испанских. Так, франзузские банки владеют итальянскими облигациями на сумму 44 млрд евро, испанские – на сумму 29 млрд евро.
Эксперты отмечают, что в первую очередь могут пострадать Unicredit, Sabadell и Intesa Sanpaolo. По предварительным расчетам с каждым повышением премии за риск на 10 б. п. Sabadell будет терять 28 млн евро в своем капитале первого уровня.
Отметим, что когда банки инвестируют крупные суммы в государственный долг, они зависят от хороших показателей властей, что явно не факт, особенно в еврозоне. При этом власти также зависят от того, чтобы банки продолжали покупать их долг, но и это не факт. Таким образом, «роковая петля» затягивается, в том случае, если хотя бы одна из сторон начинает колебаться. И последствия будут негативны для всех.
По материалам WELTRADE