Российские нефтегазовые компании продолжают подписывать соглашения с ФАС и правительством РФ о мерах по сдерживанию цен и поддержке внутреннего рынка нефтепродуктов. Ранее такие документы согласовали «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «РуссНефть», «Нефтегазхолдинг» и другие. Накануне соглашение подписала и «Татнефть». Как говорится в сообщениях компаний, структуры поддерживают правительственную инициативу и заинтересованы в дальнейшем развитии рынка топлива. Дмитрий Козак, вице-премьер РФ, уже доложил президенту Владимиру Путину о стабилизации цен на бензин и гарантировал, что стоимость топлива до конца марта 2019 года не изменится.
![](https://ws.alpari.com/gtt/bnr.php?key=f6e998f2&subject=ib&type=gif&date=2017-03-15&pid=86937&name=Course_profit&_bnr=https://alpari.com/partnership-banners/images/1123.gif?partner_id=86937)
Напомню общие рамки соглашения. Нефтяники взяли на себя обязательство держать цены на топливо на своих заправочных комплексах до завершения марта будущего года, вернуть оптовые цены к отметкам июля 2018 года, а также каждый календарный месяц увеличивать выпуск и продажу продуктов нефтепереработки на 3% к соответствующему месяцу 2017 года. ФАС за сдерживание цены никого не накажет, это тоже прописано в документах. В соглашении, помимо этого, есть предельная цена на топливо для каждого из российских регионов.
У документа есть приложение, где отражена средняя цена на оптовую продажу нефтепродуктов для субъектов федерации. Там есть ориентиры до конца года. Так, согласовано, что тонна самого ходового топлива — Аи-92 — не должна стоить дороже 53501 руб., тонна дизеля — не дороже 51201 руб. Это заметно ниже тех ценовых уровней, что наблюдались в конце октября — начале ноября.
При всем при этом нефтяники поднимут цены на топливо с 1 января 2019 года одновременно с ростом НДС в стране. Обговорено, что рост цены не превысит 1,7%. А дальше? Дальше, вероятно, новый всплеск роста цен на бензин и дизель придется на апрель-май и растянется до осени. Нефтяники, так или иначе, найдут вариант переложить свою финансовую нагрузку на плечи потребителя, пусть и с отсрочкой во времени.
Потребитель же в моменте — в ноябре и декабре — будет в относительном выигрыше чисто за счет жесткой фиксации цены. Однако стоит понимать, что это только временная мера, и долгосрочного эффекта она не даст. Среднегодовой рост цены на топливо в России составляет 8-10%, 2/3 цены литра — это акцизы и сборы. Пока это соотношение не изменится, рынок придется регулировать «ручными» механизмами.
Анна Бодрова Альпари