ЦБ иногда печатают деньги в большом количестве и пускают их в рынок, напрямую через банки в попытке разогнать инфляцию. Это крайняя форма экономического стимулирования с позиции инструментария Центробанка – по материалам AMarkets.
Совместное исследование ING и IPSOS показывает, что мера печатного станка, вообще, не работает, например, на европейском рынке. Были опрошены 12 тыс. потребителей из всех стран ЕС. Почти все единодушно на вопрос, куда бы вы дели дополнительные 200 евро, если бы получали их каждый месяц в течение года, ответили, что откладывали бы этот «подарок судьбы» на сберегательный счет. Только 26% опрошенных ответили, что они бы пустили эту ежемесячную прибавку в расход. 52% однозначно выступили за то, чтобы сберечь деньги. 15% оплатили бы долги.
Идею «вертолетных денег» (helicopter money) придумал Милтон Фридман, нобелевский лауреат. Идея по сей день, и особенно в последнее время, массово критикуется. Центробанки влили тонны денег в рынки, но структурных перемен не произошло. В сознание потребителя ничего не поменялась. Да и, грубо говоря, эти деньги до потребителя и не долетели с «вертолетов» ЦБ. Ликвидность осела во всепоглощающей ненасытной дыре фондового рынка. Но это не имеет отношения к благосостоянию простого народа и системным изменениям в экономике.