Будущее наступает внезапно или страшный сон шейха
Нефть и газ являются драйверами мировой экономики в последние 150 лет. Продукты их переработки применяют практически повсеместно: Бензин, дизель, керосин, мазут, пластмассы, каучуки, лаки, краски, растворители, моющие средства, минеральные удобрения, инсектициды, синтетические волокна и т.д. В целом, до 30% химической промышленности работает на углеводородном сырье. Место и значение их трудно переоценить. Нефть и газ давно уже определяют не только экономику, но и политику многих государств.
Рассуждая о цене нефти или газа, мы говорим о балансе спроса и предложения, о накопленных запасах, о тренде промышленного развития, о санкциях, о прогнозе ураганов или холодной зимы и все это правильно.
Но не надо забывать, что мы живем в век технологий. Внедрение Америкой технологии гидроразрыва пласта (ГРП) перевернуло рынки и, вероятно, стало предвестником нынешнего нефтяного кризиса.
Как я понял, технология ГРП, это технология «выдавливания» полезной составляющей из бедных, пропитанных нефтью (или газом) сланцевых пластов. Главное, что такие пласты (породы) широко распространены на Земле и, по оценкам специалистов, запасов углеводородов сосредоточено в них едва ли не больше, чем во всех разведанных традиционных месторождениях. А это значит, что такой лакомый кусочек просто не может остаться бесхозным.
«Эра нефти» не закончится так быстро, как предсказывают некоторые футурологи. Повсеместная доступность добычи будет ограничивать рост цен, и давить на альтернативную «зеленую энергетику», которая, не обладая конкурентной себестоимостью, развивалась во многом благодаря дотациям на фоне дорогой нефти. Последствия «сланцевой революции» для мировой экономики могут оказаться гораздо глубже и не ограничатся провокацией текущего кризиса.
Как работает ГРП? Приходящая на ум аналогия, это отжимание пропитанной мыльной пеной губки. Губка – порода с включениями углеводородов. В ней надо повысить давление, чтобы «отжать». Здесь мы подходим к самому интересному, а именно, технологиям «отжимания».
Используемая ныне технология ГРП подразумевает закачку в скважину специальной жидкости разрыва (ЖР) под давлением выше, чем давление разрыва нефтеносного пласта. В качестве ЖР используются гель, вода, либо кислота. Чтобы не допустить утечки ЖР из скважины в почву или грунтовые воды, что чревато опасными экологическими последствиями, добывающие компании должны применять сложные методы изоляции нефтегазоносных пластов. Такие работы существенно повышают себестоимость добычи. Это сегодняшний день.
Но есть и завтрашний. Прогресс в технологии добычи углеводородов из сланцевых пластов не стоит на месте. Пла́зменно-и́мпульсный метод (ПИМ) повышения нефтеотдачи пласта, возможно, лишен вышеперечисленных недостатков. Технология развивается с 90-х годов прошлого века и использовалась еще в СССР для интенсификации добычи из обедненных скважин.
Работает это так: Электрический ток высокого напряжения (3000 В) пропускается через электроды разрядника в рабочей зоне внутри скважины. Фактически, происходит короткое замыкание с образованием плазменной электрической дуги. За счёт очень короткого времени разряда мощность разряда достигает 20 МВт. Мгновенное расширение плазмы создаёт ударную волну. При многократных повторениях разряда энергия ударной волны распространяется по пласту, трансформируясь в продольные и поперечные (сдвиговые) «отжимающие» волны (аналогично действию жидкости при ГРП).
Это реально работает! Помню, как в юные годы я проводил научный эксперимент по запихиванию в розетку при помощи плоскогубцев куска толстой медной проволоки согнутой в спираль. Я хотел получить магнитное поле, а получил плазму. Мне повезло, что ручки плоскогубцев были изолированы пластиком. Бабахнуло так, что расплавилась и розетка, и плоскогубцы, не говоря уже о проволоке. Т.е. и плазма, и ударная волна – реальная сила даже при 220 Вольтах.
Особенно сильное влияние ПИМ может оказать на добычу нефти. У газа больше очевидных ограничений по транспортировке и это будет продолжать влиять на его цену для потребителя.
Развитие ПИМ позволит сделать добычу экологически чистой, снять запрет на разработку «сланца» в Евросоюзе и вообще где бы то ни было и, вероятно, существенно снизить себестоимость. А может это будет какая-то иная технология, но со схожим эффектом.
Несмотря на текущие финансовые проблемы «сланца» и связанное с этим падение добычи, я бы не стал хоронить отрасль. Джин уже выпущен из бутылки. Новое качество добычи, это лишь вопрос времени.
И вот тогда, с учетом широкой распространенности пластов для «сланцевой добычи», на нефтяном рынке станет по настоящему «жарко». Но пока, слава традициям, это вопрос не сегодняшней повестки дня. Хотя не стоит забывать, что один раз Мир уже проспал «сланцевую» революцию, а история часто повторяется.
Главное помнить – будущее склонно наступать внезапно.
Аналитика ALPARI
Внимание!
Прогнозы, представленные в обзоре, являются частным мнением автора. Комментарии к ним не являются рекомендацией к торговле или руководством по работе на финансовых рынках. Альпари не несет никакой ответственности за возможные прямые или косвенные убытки (или иные виды ущерба), которые могут возникнуть в случае использования материалов обзора.
В обзоре сохранены авторская пунктуация, орфография и стилистика.
Похожие статьи:
Новости → Конец низким ценам на нефть? Ралли на 30% в течение 11 дней
Нет комментариев. Ваш будет первым!