Brexit – это выбор между глобализацией и суверенитетом.
Сейчас много пишут об экономических последствиях Brexit. Прогнозируется увеличение волатильности на товарных и валютных рынках, изменение конфигурации мировых финансовых потоков и связанное с этим усиление или ослабление тех или иных мировых центров влияния, подсчитываются возможные потери Британии и ЕС, изменение консолидированной политики Запада по отношению к России и Украине и т.д… Все это очень важно и, тем не менее, второстепенно, несмотря на очевидное влияние на текущую политико-экономическую конъюнктуру.
На мой взгляд, важнее другое. Впервые получено объективное подтверждение проблем действующей мировой экономической модели.
Универсальность развития экономик, мультикультурализм, примат прибыли как мерила эффективности развития над социальными институтами – все поставлено под сомнение. И, что характерно, поставлено под сомнение родоначальниками и активнейшими участниками этой модели, alma mater англосаксонского мира – Великобританией. От этого трудно просто отмахнуться, списав на экономическую либо политическую «недоразвитость» оппонента, как это принято делать в отношении стран «третьего» мира и развивающихся экономик. Это нельзя объяснить противостоянием политических систем, рассовыми теориями, оперирующими различными степенями пассионарности и «историческими ступенями развития»… Удар пришел оттуда, где менее всего ожидали. Кольнуло в сердце.
Модель глобализации в ее нынешнем виде «made in USA» - вершина развития англосаксонской мировой экспансии, поставлена под сомнение.
И дело не в том, насколько осознано, отдавая себе отчет в долговременных глобальных последствиях, голосовали рядовые британцы. Полагаю, многие не сильно об этом задумывались, оперируя в основном недовольством текущим положением дел в миграционной и социальной политике властей. Прозорливость нации как социального организма проявляется через «коллективное бессознательное». Это такая защитная реакция, противостоящая саморазрушению социума, базой которого является национальная идентичность, основанная на культурно-нравственных представлениях о добре и зле, часто уходящих корнями в главенствующую религию или, если хотите о справедливости. Наиболее очевидный пример такого общественного проявления – патриотизм.
И заметьте, иногда народы делают свой осознанный выбор в пользу патриотизма и суверенитета вопреки «экономической целесообразности» и сохранению собственного уровня текущего благополучия. Британцы подтвердили это, чем должны вызывать глубочайшее к ним уважение, и это особо важно, учитывая, что, объективно, англосаксы –самые серьезные геополитические противники России.
Также стал очевиден раскол элит, не сумевших либо не пожелавших повлиять на итоги референдума административно-силовыми методами. Иными словами, все по «классику»: «верхи не хотят, а низы не могут жить по-старому». Налицо революционная ситуация. И возникла она в технологической колыбели западной цивилизации.
Думаю, лет через сто, когда мир будет жить совершенно в иной мировой парадигме, в учебниках истории, описывая начало 21-го века, одним из главных событий будет не развал арабского мира и Украины, не войны на постсоветском пространстве, не борьба с ИГИЛ в Сирии, а референдум в Великобритании о выходе из ЕС, обозначивший начало перехода к новому миропорядку.
Все остальное, не смотря на страдания и жертвы, как это не печально, назовут лишь прелюдией. Все, что будет потом, и хорошее и плохое - путем построения новой мировой политико-экономической модели развития. История не знает понятия справедливости. В ней важны исторические вехи. Такой вехой останется Brexit – Рубикон 21-го века.
Источник