Не прошло и трех дней с момента выступления Джанет Йеллен в Джексон Хоуле, как свою озабоченность пришлось высказать Бюджетному управлению Конгресса США. По его мнению, более медленное повышение ставок окажется для экономики лучшим вариантом, Комитет не ожидает изменения ставок по целевым фондам до 4 квартала 2016г, а к концу 2018г. ждет ставку на уровне 1.8%, что заметно ниже январского прогноза в 3.2%.
Озабоченность комитета понятна – с высоких трибун можно говорить что угодно, тем более если ФРС озабочена статусом доллара как мировой валюты и предпочитает видеть доллар более сильным. Бюджетное управление смотрит на ситуацию с другой стороны – денег и так не хватает, а повышение ставок приведет к цепной реакции, при которой доходы корпораций и домохозяйств снизятся. Текущая динамика по корпоративным прибылям и общей собираемости налогов говорит сама за себя:
Итак, завершение QE3 привело к снижению прибылей корпораций, которые упали к 3-летним минимумам, а собираемость налогов замедляется еще со 2 квартала 2013г. Ясно, что если ФРС приступит к реализации своих планов, то закрывать бюджетную дыру придется за счет новых заимствований, и это означает, что Правительству США придется искать покупателей на государственные бумаги, и где их взять, если ФРС может лишь реинвестировать средства от погашения облигаций, а иностранные инвесторы выходят из трежерис со скоростью курьерского поезда?
Ситуацию в экономике США можно проиллюстрировать еще одним графиком – динамикой роста ВВП относительно прироста населения США, рабочей силы и тех самых новых рабочих мест, Nonfarm Payrolls, динамику по которым отслеживает весь финансовый мир. Кто-нибудь видит вероятность перегрева, о скором наступлении которого предупреждал глава ФРБ Нью-Йорка Уильям Дадли?
Итак, мы находимся в самом эпицентре событий - налицо столкновение интересов, которое уже невозможно игнорировать. Сталкиваются между собой глобальный статус доллара как мировой резервной валюты и доллара как внутренней валюты США.
Возможен ли компромисс?
Ответ отрицательный. Вероятное повышение ставки по федеральным фондам грозит обрушить экономику США в рецессию, о наступлении которой придется объявлять уже через несколько месяцев после президентских выборов. Отказ от политики нормализации и принятие нового пакета стимулирующих мер способно остановить негативные тенденции, но при этом процесс дедолларизации только ускорится, поскольку доверие к доллару как основной мировой валюте будет подорвано.
Ситуация неустойчивого балансирования не может длиться вечно, и с каждым днем приближается развязка. Какую форму она примет, возможно, не знают ни чиновники ФРС, ни правительство США.
Возможно, сентябрь будет чрезвычайно волатильным, поскольку, кроме ФРС, свои заседания проведут все другие крупнейшие ЦБ. Нас ждет драматическая битва за место под солнцем, ведь хорошего решения, которое устраивало бы всех, по всей видимости, не существует. Среди наиболее вероятных последствий – обрушение нефти ниже августовских минимумов, еще одна волна спроса на золото, замедление мировой торговли и рост панических настроений.
Источник Альпари