10-ая годовщина финансового кризиса…Что изменилось с тех пор?
Десять лет назад в среду французский банк BNP Paribas заблокировал возможность снятия средств из хедж-фондов, которые специализировались на долге США. 9 августа 2007 года ознаменовало начало кредитного кризиса, который заставил инвестиционный банк Lehman Brothers свернуть свою деятельность год спустя и вступить в Великую рецессию 2007-09 годов.
«Кризис ипотечного кредитования в США начался немного раньше, в феврале 2007 года, но денежные рынки ощутили это лишь в августе», – сказал Алексис Стенфорс, бывший трейдер Merrill Lynch, который лихо потерял свою компанию за $450 миллионов. В настоящее время он является профессором бизнеса в британском университете Портсмута.
Что изменилось после кризиса?
Центральные банки пишут новые правила
Впервые в истории, начиная с 2008 года, центральные банки предприняли скоординированные действия по спасению глобальной финансовой системы, сокращая процентные ставки, рекапитализируя кредиторов, скупая проблемные активы и внедряя ликвидность в экономику посредством государственных программ покупки облигаций.
По словам Стенфорса, никогда раньше Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Банк Японии и другие не работали так слаженно, чтобы попытаться предотвратить угрозу глобальной рецессии.
Правительства ужесточают правила для банков
Список финансовых положений, введенных после кризиса, очень длинный. Он включает в себя пункты, которые были прописаны в законе Додда-Франка 2010 года в Соединенных Штатах, заставляя банки удерживать больше капитала для покрытия возможных убытков, ограничивая спекулятивную торговлю и ограничивая банкам возможность использовать деньги своей фирмы для рискованных сделок.
Администрация Трампа хочет отказаться от ограничений Додда-Франка.
В Европе политики попытались сделать финансовый сектор региона более устойчивым, повысив полномочия Европейского центрального банка по надзору за банками. Это включает в себя «стресс-тестирование» балансов банков для предотвращения будущих кризисов и повышение прозрачности операций.
Майкл Левер, эксперт по глобальному регулированию в Ассоциации финансовых рынков в Европе, сказал, что власти США продвигаются быстрее, чем их европейские коллеги, в вопросе проведения стресс-тестов, рекапитализации банков и решения проблем с проблемными кредитами.
Преимущество отдается низким ставкам
В августе 2007 года базовая процентная ставка США по федеральным фондам, которая влияет на кредитные карты, жилищное кредитование и другие ставки потребительского кредита, составила 5.25%. Сегодня, несмотря на четыре повышения ставок с декабря 2015 года, процентная ставка по федеральным фондам находится на низком уровне – в диапазоне от 1% до 1.25%.
В Соединенном Королевстве этот показатель является рекордно низким, на уровне 0.25%, по сравнению с 5.75% десять лет назад. Базовый показатель Европейского центрального банка равен нулю. В 2007 году он составлял 4%. В Китае показатель снижен с 7.5% до 4.3%.
Эти чрезвычайно низкие показатели отражают не только медленное глобальное восстановление после Великой рецессии, но и чрезвычайно низкую инфляцию, даже когда экономический рост ускорился. Низкие процентные ставки помогли тем, у кого есть ипотечные кредиты и другие долги, но негативно отразились на вкладчиках.
Хорошие перспективы
На прошлой неделе Международный валютный фонд заявил, что экономические перспективы Франции, Германии, Италии и Испании ослабли. Евростат, статистическое агентство для 19 стран, использующих валюту евро, прогнозирует ежегодный рост еврозоны на 2.1% в этом году, самый быстрый темп за десятилетие.
Уровень безработицы в Испании, одной из стран, наиболее пострадавших от финансового кризиса, недавно упал ниже 4 миллионов впервые за восемь лет.
В Соединенных Штатах акции торгуются на рекордных уровнях, и отчет о занятости в июле от Департамента труда показал низкий уровень безработицы в 4.3%. Банк международных расчетов, обслуживающий центральные банки, отметил в июне, что «краткосрочные перспективы мировой экономики улучшились впервые за долгое время».
Восстановление однако неравномерно. В Греции, которая все еще борется с сокрушительными долгами, безработица составляет около 25%. В прошлом году экономика Бразилии сократилась на 3.6% и страна застряла в своей худшей рецессии.
По словам бывшего трейдера Стенфорса, Китай имеет огромную корпоративную долговую нагрузку, а в Скандинавии домохозяйства обременены тревожными уровнями потребительских кредитов.
«Регулирующие органы внесли много изменений и усилили свои возможности, центральные банки вмешались, применив все чрезвычайные меры, но экономика пока не демонстрирует устойчивых тенденций роста», – продолжил Алексис Стенфорс. «Безработица и ВВП в некоторых странах демонстрируют хорошие результаты, но в целом – если посмотреть, например, на еврозону, в последние несколько лет она регистрирует не совсем положительные данные».
По материалам WELTRADE
Нет комментариев. Ваш будет первым!