У Дональда Трампа есть определенный план по созданию потенциала для энергетической независимости для американской экономики – по материалам AMarkets.
План довольно обширен и амбициозен и включает в себя, в том числе, разработку новых месторождений в Америке, создание на этом фоне полумиллиона новых рабочих мест, раскручивание идеи природного газа для снижения вредных выбросов в атмосферу. А еще Трамп планирует сделать Америку стопроцентно энергетически независимой от остального мира и от картеля ОПЕК, в частности.
Если Америка уберет свой спрос на нефть с рынка, эффект будет ощутимый. Америка уже сейчас активно наращивает выработку собственной энергии.
В 2013 году США обошли Саудовскую Аравию и Россию по объемам производства нефтепродуктов. Сейчас Америка импортирует примерно четверть нефти от общего потребляемого ей объема. Это минимальная доля импорта с 1970 года. Для сравнения – доля импортной нефти в британской экономике составляет 42%, в экономике Евросоюза – 88%.
Сейчас Америка импортирует нефть и нефтепродукты из 88 разных стран, однако, Трамп очень и очень хочет завязать с ввозом сырья из стран ОПЕК. ОПЕК (14 стран-членов) дает около 57% всего нефтяного экспорта и держит примерно 81% всех разведанных запасов сырья. Примерно 31% всего американского импорта – нефть из стран ОПЕК. Главным образом из Саудовской Аравии и Венесуэлы. Канада (40%) и Мексика (8%) – крупнейшие источники американского импорта, но это не страны-члены ОПЕК. Импорт из ОПЕК – это только 15% ежедневного потребления нефти Америкой.
За последнюю декаду импорт нефти из ОПЕК последовательно снижался. 2015 год оказался в этом смысле антирекордом 1987 года. То есть, зависимость Америки от ОПЕК и так снижается, как можно увидеть.
Независимо от Трампа и его решений. Но есть одно но. Страны ОПЕК поставляют очень важный подвид сырой нефти. Большая часть нефти, производимая в Америке – так называемая сладкая нефть (мало серы). Однако страны ОПЕК (в частности, Саудовская Аравия и Венесуэла) производят так называемую кислую нефть. «Сладкая нефть» дает меньше энергии, грубо говоря. Но ее дешевле и проще перерабатывать. Однако большая часть нефтеперерабатывающих мощностей Америки заточена под переработку именно «кислой нефти». Просто так исторически сложилось.
Что еще может сделать Америка? Например, штаты могут еще больше увеличить импорт из Канады. В планах Трампа – возрождение и воплощение в жизнь идеи Обамы о строительстве Кейстоунского нефтепровода между двумя странами. Наращивание импорта из Канады может сильно повлиять на расстановку сил на международной нефтяной арене.
Однако сила ОПЕК в исторически сложившемся влиянии. ОПЕК все еще будет заметно влиять на ценообразование и рыночное позиционирование – в этом нет сомнений.
Сильный доллар играет важную роль в ценообразовании, однако, решения ОПЕК об уровнях добычи и целевые установки также играют заметную роль.
Увеличение выработки американской нефти в текущую декаду сильно ударило по нефтебизнесу стран ОПЕК. Цены на нефть упали до $50 с отметки $100 за баррель. Странам ОПЕК пришлось сильно урезать свои национальные бюджеты. Однако падение цен на сырье также сильно ударило и по многим американским производителям сырья, создавая фон для противостояния (ценовая война) американских нефтедобытчиков и производителей ОПЕК.
Многие американские производители были вынуждены сильно сократить выработку. Выпуск американской нефти в период апрель 2015-август 2016 снизился более чем на 10%.
30 ноября состоится очередная встреча стран-членов ОПЕК. Будет ли принято решение о заморозке части добычи – непонятно.
Если Америка будет продолжать выпускать нефть в рекордных объемах, а компании будут продолжать оптимизировать свои операционные расходы – у ОПЕК могут возникнуть проблемы. В частности, ОПЕК может таки потерять или частично потерять свою роль монополиста в плане фиксации цен на сырье. Однако же четверть американского импорта сырой нефти – это все же много. Так что идея об «энергетической независимости Америки» - это все же пока просто идея.