Глава «Роснефти» Игорь Сечин может посетить Багдад для переговоров с властями Ирака о судьбе контрактов компании с курдским правительством. Он, вероятно, встретится с премьер-министром Ирака Хайдером Джавадом аль-Абади. Согласно заключенным в прошлом году контрактам, «Роснефть» должна была закупить нефть, добытую в подконтрольном курдам регионе Ирака Киркуке.
«Роснефть» заплатила курдам $1,3 млрд предоплаты, но контракт так и не был исполнен в полном объеме, поскольку месторождения Киркука были заняты федеральными силами Ирака. Власти страны не признают любые договоренности компании с Иракским Курдистаном. Вместе с тем России есть, что предложить Багдаду: прежде всего, это оружейный экспорт, модернизированные танки Т-90. При этом переговоры будут, конечно, однозначно трудные.
Международная экспансия российских нефтяных компаний сейчас сильно ограничена из-за геополитических и санкционных рисков. А ведь еще 10 лет назад ситуация была абсолютно иной. Например, ConocoPhillips была вторым акционером «Лукойла» с 20% долей в капитале. И аналитики российских и западных финансовых компаний на полном серьезе рисовали схему объединения двух нефтяных гигантов. Теперь ситуация другая. Россияне могут работать только в Иране, Ираке или Венесуэле, то есть в странах и регионах, не подконтрольных западному влиянию. Появление российских ЧВК на Ближнем Востоке связывают, прежде всего, с необходимостью обеспечить силовое прикрытие операционной деятельности российских нефтегазовых холдингов. Конечно, есть еще Арктика. Однако большинство арктических месторождений даже при налоговых льготах будут рентабельны только при ценах выше $100 за баррель.
Международная экспансия слабо отражается на капитализации российских нефтяных компаний, в том числе «Роснефти». Инвесторов больше интересует налоговый режим на новых месторождениях и процент прибыли, направляемый на дивиденды, а также частота их выплат. Ключевым событием 2018 года должно стать IPO Saudi Aramco, его прайсинг станет бенчмарком для большинства нефтяных компаний с развивающихся рынков, в том числе и из России. При этом мы полагаем, что саудиты принципиально не будут продавать бумаги дешево.
В заключение стоит сказать, что «Роснефть» также планирует построить газопровод мощностью 30 млрд кубометров из Курдистана в Европу, однако проект оказался под вопросом, поскольку для его реализации необходимо согласие Турции на транзит. И здесь, вероятно, все будет зависеть от переговоров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.
По материалам Альпари