В понедельник руководство Банка России сигнализировало (https://www.cbr.ru/press/event/?id=12824) о том, готово корректировать механизм обязательной продажи валютной выручки, как по срокам продажи, так и по объемам, скорее всего ситуация здесь будет достаточно гибко регулироваться в зависимости от ситуации. В целом ситуация стабилизирована, Банк России дал четко понять, что не будет «любыми методами» пытаться снизить инфляцию (но оставаясь в парадигме среднесрочного таргетирования инфляции на уровне 4%), т.к. сейчас основные драйверы роста цен связаны скорее с ограничениями предложения. Это позволяет ожидать дальнейшего снижения ставки на апрельском заседании, факторами дальнейшего движения ставок в общем-то должны быть динамика сбережений/кредитования, бюджетные процессы и т.п.
Краткосрочно ситуация предполагает: избыток валюты на рынке от внешнеторговых операций, сохранение режима контроля капитала и функционирование без ЗВР, относительно мягкую ДКП (терпимость к краткосрочной инфляции), в целом стимулирующую бюджетную политику.
Учитывая, что пока мы говорим о функционировании без резервных валют как таковых, а ЗВР в общем-то признаны купировать шоки платежного баланса. Текущая ситуация с ограничениями на потоки капитала позволяет купировать только историю с капитальными потоками, но не экспортно-импортными. Наиболее острой будет в текущей ситуации будет история с импортом, среднесрочно она может решаться через существенное наращивание товарно-материальных запасов в экономике (в первую очередь сейчас это касается импорта). Да, то издержки, но скорее всего, в условиях деглобализации этот процесс будет происходит во многих регионах.
Возможно, в такой ситуации стоит подумать об эксперименте с дифференциацией ставок ЦБ, т.е. существенно более низких рублевых ставках от Банка России под импорт в запасы. ЦБ могу бы попробовать создать новый механизм вроде европейского LTRO, со сроками предоставления ликвидности на 3-6-12 месяцев, под наращивание импорта и товарно-материальных запасов в экономике. Под, например, 5-7% годовых с лимитами в пару-тройку трлн рублей. Во-первых, такую программу можно было бы достаточно быстро свернуть, либо корректировать по ней ставку/сроки в соответствии с ситуацией (убирая дисконт с ключевой), во-вторых, издержки от такого эксперимента будут незначительны. Смогут ли банки эффективно администрировать – вопрос, но при текущих технологиях это не выглядит невозможным, а если это получится, будет альтернативный накоплению ЗВР инструмент, который мог бы частично демпфировать шоки именно импорта/экспорта (текущего счета). Да, конечно, повышенные запасы в экономике – это тоже издержки, но и ЗВР – это издержки, тем более, что сейчас вопрос резервных валют – это очень неоднозначная история. Потому, замещение валютной "подушки" товарной не выглядит уже столь фантастично. Это позволило бы создать финансовые условия для существенного наращивания импорта в запасы и поддержания повышенных запасов в экономике (когда это необходимо), либо сокращать их (когда это необходимо) просто изменением условий предоставления ликвидности - ставки/сроки/объемы.
Понятно, что все это в контексте экспериментов в условиях, когда, вероятно, нужно будет учиться жить без резервных валют )
Источник @truecon