По расчетам французского исследовательского центра в сфере международной экономики недополученная прибыль 37 стран, поддержавших торговое эмбарго в отношении России, составила $60,2 млрд. Германия лишилась в абсолютном выражении более $832 млн в месяц, или 27% от всех потерь, пострадав больше других стран. Другие крупные геополитические игроки понесли меньшие потери: США — 0,4%, Франция — 5,6%, Великобритания — 4,1%. Убытки Украины от санкций оцениваются в $450 млн. Экономические потери связаны не с ответным российским продуктовым эмбарго на товары из Европы, а с ограничениями на торговлю, которое ввели страны Запада.
Суммы потерь в масштабах западных экономик не очень велики. Однако за геополитические амбиции США платит, прежде всего, Германия. Западные санкции против России по факту оказались неоднозначными. Считалось, что основным негативом был запрет на импорт нефтяных технологий. Но при нынешних ценах на нефть бурить Арктику не имеет смысла. Вероятно, самым серьезным ударом по России стал запрет на рынки капитала для российского корпоративного сектора. Отсутствие возможности занимать на Западе стало мощным фактором ослабления рубля. Известный российский экономист Сергей Глазьев даже предложил ввести запрет на выплату внешних долгов странам, которые ввели санкции против России. В результате ввода санкций состоялась распродажа на российском рынке акций, капитализация компаний рухнула, россияне стали просто беднее. Но ни одна российская компания или банк не рухнули, объявив дефолт по внешним долгам. Свои проблемы решили даже такие закредитованные структуры, как «Роснефть».
С другой стороны, девальвация рубля и санкции запустили в России процесс импортозамещения. Конечно, в масштабах всей экономики он не так заметен. Однако качество российского ВВП стало однозначно лучше. Правительство стало активнее решать вопросы продовольственной и прочей экономической и финансовой безопасности.
По материалам Альпари